Игорь Иванов в целом позитивно расценил американский проект резолюции ООН по Ираку
В пятницу в Совете безопасности ООН начались первые консультации по американскому проекту резолюции в отношении Ирака. США пытаются получить от ООН мандат на создание многонациональных сил под началом Пентагона, в то время как Франция и Германия уже выразили свое скептическое отношение к американским инициативам. Между тем министр иностранных дел России Игорь Иванов в пятницу также высказал отношение к документу, которое, вслед за заявлениями Владимира Путина и Сергея Иванова, на Западе восприняли как позитивное. По словам Иванова, "в проекте новой резолюции США обозначены такие тенденции, как скорейшее восстановление суверенитета Ирака и формирование законной власти, а также центральная роль ООН". Поэтому проект резолюции "заслуживает внимания".
Вместе с тем, в том, что касается ситуации в Ираке, Иванов считает, что "заявления некоторых представителей администрации США о том, что мирная жизнь в Ираке налаживается и чуть ли не ежедневно становится лучше, вводит в заблуждение мировое сообщество. Реально там ситуация с каждым днем становится не лучше, а хуже". Глава МИДа выразил удивление заявлениями в США о том, что наличие у Багдада оружия массового уничтожения не было главным при принятии решения о начале военных действий против Ирака. "Нынешние оценки развития ситуации в Ираке, в том числе и те, которые давались Россией, в том числе в отношении проведения военной операции против Ирака, показывали несвоевременность начала военных действий против этой страны", – сказал Иванов.
Комментарий
Россия вновь занимает выжидающую позицию. Если президент Путин и министр обороны Сергей Иванов открыто говорили о возможности отправки в Ирак российских войск, то глава внешнеполитического ведомства более дипломатичен. Обе части его заявления тоже указывают на такую возможность, но в форме предельно осторожной. Во-первых, всем известно, что новая резолюция призвана привлечь к стабилизации в Ираке войска ООН. Значит, "заслуживает внимания" именно это. Во-вторых, раз Иванов говорит, что ситуация в стране "становится хуже с каждым днем", значит американцы не справляются. Стало быть, нуждаются в помощи.
Наверное, не следует сразу категорически отказываться, упуская лишний шанс откусить от американского пирога в Ираке. Но и спешить не стоит: сначала надо оценить позиции антивоенных союзников. Франция вроде бы согласна отправить свои войска в Ирак, но "при определенных условиях". Зато Германия отвергает всякую возможность предоставления военной помощи. Тяжелый выбор.
Давление же извне только усиливается. Вот уже и министр иностранных дел Ирака пригласил в свою страну российские, немецкие и французские войска. Оно и понятно – Россия всегда охотно помогала Ираку, могла бы помочь и теперь. Проблема лишь в том, что у правительства Ирака до сих пор нет даже премьера, а уж о какой-либо политической власти кабинета говорить не приходиться – она в руках американцев. Значит и приглашение оттуда же. Выбор еще тяжелее.
Дословно
Александр Шаравин
В Ирак Россия может послать как отдельные подразделения, так и целую воинскую часть. У нас есть и опыт, и силы - недавно российские миротворцы ушли с Балкан. Думаю, нам неизбежно придется участвовать в решении иракских проблем. Дело это для России стоящее, иначе нам трудно будет отстаивать свои интересы в том регионе. Срок пребывания американских военнослужащих в Ираке истекает, растет число убитых, в контингенте заметны некоторые волнения, поэтому требуется ротация. Думаю, наше участие будет скорее символическим.
Игорь Сафранчук
Россия не может сказать представителям коалиции: мы вам помогать не будем. Но в реальности, мне думается, никакой российский военный контингент направлен в Ирак не будет. Максимум, что может быть сделано, - это предоставление коалиции специалистов, которые, работая под флагом ООН, смогут помочь в налаживании отношений военных с местным населением. Пока это удается с трудом. У России в этом смысле есть определенный опыт Афганистана и Чечни, есть специалисты по пропаганде, психологическим операциям.
Во-вторых, российские специалисты-арабисты смогут помочь анализировать информацию о взаимоотношениях различных сил внутри Ирака. Например, как выработать баланс между курдами и баасистами, шиитами и суннитами, туркменами и арабами. В Ирак также могут быть направлены российские военные советники для помощи в планировании конкретных операций против партизан. И здесь у нас есть опыт. А для разминирования, раздачи воды и пищи населению у коалиции и без того достаточно сил.