статья Российско-литовский эпос: песнь о Роландасе

Виталий Портников, 01.12.2003
Роландас Паксас. Фото АР

Роландас Паксас. Фото АР

Парламентская комиссия, занимавшаяся расследованием скандала вокруг президента Литвы Роландаса Паксаса, должна сегодня сообщить о своих выводах. Тогда станет ясно, как в дальнейшем пойдет разбирательство и как сложится политическая судьба главы государства. Впрочем, критики президента могут торжествовать уже сейчас: ведь они уже в ходе предвыборной кампании говорили о связях бывшего премьер-министра с предпринимательскими кругами в России и вообще о заинтересованности Москвы в избрании Паксаса президентом.

И неудивительно: политическая карьера Паксаса и его разрыв с консерваторами во главе с экс-спикером сейма Витаутасом Ландсбергисом связаны со скандалом вокруг приватизации Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода. Ландсбергис и тогдашний президент страны Валдас Адамкус поддерживали американцев, премьер был не против передачи предприятия "ЛУКОЙЛу". Во второе пришествие Паксаса на пост премьера Мажейкяй достался "ЮКОСу". Так что российскую заинтересованность можно было понять.

После неожиданной победы Паксаса над Адамкусом критика вроде бы утихла. И это понятно: в Литве президент - фигура по преимуществу церемониальная. В условиях, когда парламент контролируется противостоящими главе государства силами, а во главе правительства стоит Альгирдас Бразаускас, у Роландаса Паксаса оставались скорее представительские обязанности. Но президент не захотел с этим мириться. И в рамках своих конституционных полномочий задумал смещение с поста руководителя Департамента государственной безопасности, ветерана литовской политики Мячиса Лауринкуса.

Лауринкус, который, собственно, и создал ДГБ после восстановления литовской государственности, не замедлил ответить. В прессе появилась как бы случайно "утекшая" секретная справка ДГБ о контактах окружения президента с российскими бизнесменами – Анзором Авксентьевым-Кикалишвили, которого обычно называют криминальным авторитетом, и Юрием Борисовым, которого обычно называют главным спонсором предвыборной кампании Паксаса.

Из распечаток телефонных разговоров, которые были обнародованы одновременно со справкой, можно понять, что Борисов добивался поста советника президента в обмен на свои услуги, а Анзори всерьез был заинтересован в отставке Лауринкуса и даже обещал задушить его в объятиях после назначения послом в Испании... В общем, обычная постсоветская история. Необычная как раз для Литвы, которая готовится к вступлению в Евросоюз и старается доказать Западу, что ее политики играют как раз по другим, новым правилам.

Если бы нечто подобное произошло бы где-нибудь на Украине или в Казахстане, над записями разговоров посмеялись бы, главу ДГБ выгнали бы без предоставления посольской должности, в газету, опубликовавшую справку, пришла бы налоговая инспекция. В Литве расследованием ситуации занялась Генеральная прокуратура, у Борисова были проведены обыски и отобраны российский и литовский паспорта, президент, уже приостановивший полномочия своего советника по национальной безопасности Ремигиюса Ачаса, общавшегося с Борисовым, приглашен в прокуратуру для дачи показаний.

Президент, конечно, по закону имеет право не ходить. Но он в самом начале конфликта потерпел тяжелейшее политическое поражение: спикер сейма Артурас Паулаускас – опять-таки, вполне законно – приостановил процедуру отставки главы Департамента госбезопасности. Зато ушли в отставку все советники президента. И даже если Роландас Паксас сейчас устоит и удержится на своем посту, любое серьезное вмешательство в политику завершится для него отставкой.

У Паксаса есть два пути – уйти сейчас с позором либо договориться с оппонентами, что конфликт будет спущен на тормозах, а он преспокойно, никуда не вмешиваясь, доработает на посту президента положенный срок, никому не мешая и ни на что не покушаясь. И уйдет бесславно, но тихо. Впрочем, второй вариант маловероятен: ведь в случае выборов из игры выйдет не только Паксас, но и его предшественник Адамкус. А следовательно, у спикера Паулаускаса, дважды безуспешно добивавшегося президентского кресла, появляются неплохие шансы взять реванш в роли борца с коррупцией и мафией, поселившимися в президентской резиденции.

Вывод из всей этой неприятной для Литвы истории прост: ее политическому истеблишменту нельзя переносить на родную почву советские методы борьбы за власть. Конечно, в России денег больше, а литовская нефтепереработка и другие экономические возможности привлекают к стране внимание многих воротил российского бизнеса. Как, впрочем, и мелких бизнесменов, которые начинают выглядеть олигархами только в маленькой Литве. Беда в том, что все эти люди не могут похвастаться незапятнанными репутациями и салонными манерами, неспособны вовремя остановиться, не семи пядей во лбу – и уже потому не могут отличить литовскую политику от российской или украинской.

Скандал с Паксасом показателен, но это только начало. Нам еще предстоит быть свидетелями подобных неприятностей во многих странах Центральной и Восточной Европы, где "авторитетные" российские бизнесмены давно уже укоренились и пытаются влиять на принятие политических решений. А учитывая то, что сейчас ведущие российские олигархи перекочевывают на Запад, можно не сомневаться, что они захватят с собой не только большие деньги, но и представления о том, как делается большая политика.

Виталий Портников, 01.12.2003