Верзилов выписан из берлинской больницы
Продюсер Pussy Riot и издатель "Медиазоны" Петр Верзилов выписан из берлинской клиники Charité, сообщила в твиттере бывшая участница группы Надежда Толоконникова.
По словам Толоконниковой, у активиста, предположительно отравленного холинолитиками, "зрачки до сих пор блюдцами".
Как заявил Верзилов в среду в интервью Bild, он "твердо полагает", что за его отравлением стоят российские спецслужбы - возможно, Главное управление Генштаба Минобороны (бывшее ГРУ). По словам Верзилова, отравление провели "настолько профессионально", что он не может сделать других выводов. Продюсер Pussy Riot предположил, что на нем могли испытывать новый "ядовитый коктейль". Активист заметил, что его отравление "отличалось от других": он почувствовал острое недомогание сразу, а не через несколько дней.
Верзилов связывает свое отравление либо с участием в расследовании убийства в ЦАР российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, которые собирались снимать фильм о наемниках ЧВК Вагнера, либо с участием в акции "Милиционер вступает в игру" на финальном матче чемпионата мира по футболу. Первую возможную причину он считает более вероятной.
Верзилов попал в реанимацию в ночь на 12 сентября. Активиста отправили на лечение в Берлин 15 сентября. По мнению германских врачей, он с большой вероятностью был отравлен холинолитиками - веществами, блокирующими нейромедиаторы и тем самым угнетающими сокращение мышц. Вещества этой группы нельзя обнаружить с помощью анализа крови. Российские врачи не обнаружили в крови у Верзилова каких-либо препаратов.
В понедельник адвокат Дмитрий Динзе подал в СКР заявление об отравлении Верзилова. Юрист потребовал возбудить дело по части 3 статьи 30 - пункту "б" части 2 статьи 105 УК (покушение на убийство лица в связи с выполнением им общественного долга), предусматривающей от 8 до 15 лет колонии. Помимо этого Динзе потребовал проверить действия сотрудников полиции и ФСБ на нарушение статьи 286 УК (превышение должностных полномочий) в связи с незаконными оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводились в отношении Верзилова, его обыском, задержаниями и лишением свободы.
Накануне Толоконникова сообщила, что за окружением Верзилова в Берлине следят некие люди, "до боли похожие на российских эшников". Слежка велась, в частности, за ней самой и Хантером Хини - директором американской правозащитной НПО Voice Project, сотрудничавшим с Верзиловым в расследовании гибели журналистов в ЦАР. Полиция выставила охрану в палате, где лежал больной и у домов, где живут подруга Верзилова, участница Pussy Riot Вероника Никульшина, отец активиста и Хини.
Верзилов вел расследование гибели группы Джемаля, причем накануне болезни получил отчет о полученных результатах. 20 сентября основатель "Открытой России" Михаил Ходорковский, который начал собственное расследование убийства российских журналистов в ЦАР, предостерег от публикации полученного Верзиловым отчета, пояснив, что это чревато новыми жертвами. Бывший олигарх рассказал, что в Москве против одного из его помощников в расследовании готовилась провокация с обвинением в теракте против Владимира Путина. Сотрудник, получив предупреждение, эмигрировал. Между тем в ЦАР погиб один из свидетелей по делу.