статья Компромисс по Кинаху

Виталий Портников, 20.08.2001
Михаил Касьянов и Анатолий Кинах. Фото НТВ.Ру

Михаил Касьянов и Анатолий Кинах. Фото НТВ.Ру

Несколько неожиданная встреча премьер-министров России и Украины - ранее они намеревались встретиться в октябре, на заседании российско-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству - завершилась обещанием подписать уже в сентябре третье по счету соглашение, регулирующее выплату украинских долгов за российский газ. Впрочем, встречаться Михаилу Касьянову и Анатолию Кинаху был резон. До последнего времени казалось, что компромисс по выплате украинского долга найти нельзя. Премьерам, очевидно, не хотелось портить настроения президентам, которые встречаются в Киеве в 10-ю годовщину независимости Украины 24 августа.

Был и еще один, скажем так, торжественный повод для встречи. Касьянов и Кинах объявили, что в понедельник в 16 часов начинается параллельная работа энергосистем России и Украины. Об этой параллельной работе договорились еще во время своей днепропетровской встречи Владимир Путин и Леонид Кучма. Но правительствам никак не удавалось найти общий язык. Москва - и в особенности председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс - настаивала на том, что параллельная работа подразумевает право экспорта российской электроэнергии через украинские сети в третьи страны. Киев утверждал, что экспорт должен регулироваться отдельным соглашением и параллельная работа никак не должна подрывать позиций украинских энергетиков на внешних рынках.

Теперь остается лишь узнать, каковы подробности новых соглашений и в чем именно достигнут компромисс. Михаил Касьянов утверждает, что параллельная работа позволит энергетикам России и Украины увеличить объем поставок в третьи страны, в частности, в Молдавию. Но ранее Анатолий Кинах утверждал, что поставки российской электроэнергии в Молдавию не в украинских интересах, так как своими поставками энергии в эту страну украинцы расплачиваются... за туркменский газ с компанией "Итера".

Так что ясность в договоренности будет внесена только после того, как они будут обнародованы, а не продекларированы. То же касается и нового соглашения по газу. Напомню, что в период, когда премьер-министром Украины был Виктор Ющенко, а его первым заместителем по энергетике Юлия Тимошенко, Москве удалось добиться беспрецедентных уступок: украинское правительство признало долги компании "Нефтегаз Украины" в качестве государственного долга Украины. Уже тогда было неясно, как правительство собирается расплачиваться по этому долгу, но Михаил Касьянов был готов помочь Ющенко и предложил собственную формулу выпуска государственных ценных бумаг. Потом в Москве поспешили объявить своего самого удачного партнера по переговорам "прозападным", с Ющенко стали разговаривать прокурорским тоном, переговорный процесс заморозили. Результат этой недальновидности известен - Кинах сразу же после назначения премьером поспешил отказаться от явно невыгодных для Украины уступок предшественника и назвал долг за газ исключительно корпоративным.

Судя по всему, таким он и останется. Но новый украинский премьер пообещал российскому коллеге, что возможно вмешательство государства в лице Министерства финансов в том случае, если "Нефтегаз" не будет способен рассчитаться. Вмешательство, впрочем, - акт доброй воли, а не признание долга. Но вместе с тем Москве удалось увязать выплату долга с платой за транзит российского газа по территории Украины. То есть Россия получила возможность не платить в том случае, если не будут постоянно платить ей. Остается только проверить, доживет ли этот весьма хлипкий компромисс до ожидающегося в сентябре подписания нового соглашения. Кстати, премьеры так и не сообщили, кто же его будет подписывать - сами они по-прежнему собираются встречаться в октябре.

Виталий Портников, 20.08.2001