статья Финал соло на трубе

Вадим Дубнов, 05.06.2001
Леонид Кучма встречает Александра Квасьневского в аэропорту Днепропетровска. Фото Reuters

Леонид Кучма встречает Александра Квасьневского в аэропорту Днепропетровска. Фото Reuters

Кучма пережил всплески национальной гордости великороссов по поводу того, что ему, связанному кассетным скандалом, теперь никуда от России не деться. И к моменту назначения послом в Киеве Черномырдина он, надо полагать, уже хорошо понимал цену предположениям о том, что новый посол - то ли восьмой президентский полпред, то ли и вовсе и.о. украинского премьера. Кучма отнесся к Виктору Степановичу радушно - как к гостю, прибывшему на продолжительный отдых. А сам отправился в Днепропетровск, на свою историко-политическую родину, где еще, кажется, вчера тревожно вглядывался в глаза Путина, тщетно выискивая признаки поддержки.

Теперь в Днепропетровске очень ко времени случилось мероприятие совсем иного толка - украино-польско-литовский форум. Еще вчера подобное было невозможно - польский президент Александр Квасьневский едва ли приехал бы в гости к "нерукопожатному" соседу. Теперь Кучма амнистирован и своего торжества не скрывает. Его посещает министр обороны США Дональд Рамсфелд, Украина готовится встречать представителей ЕС, Киев готов самостоятельно обсуждать свои подходы к проблеме ПРО. А Квасьневский в Днепропетровске не боится затронуть тему, которую, казалось бы, Кучме обсуждать крайне неприятно: Польша готова строить перемычку газопровода в обход Украины.

Идея в следующем: поскольку Украина, как утверждается, ворует газ у России, то всем - и нам, и Европе - выгодно построить дублирующую газопроводную систему. Мимо Украины пускать газ России мешает отсутствие трубы за пределами Белоруссии и после Польши. По существующей ныне схеме газ из Украины идет напрямую в Словакию, уже связанную с Европой газопроводом. Стало быть, от белорусского Кобрина до польских Капушан прокладывается труба, дальше немцы и французы дают деньги на перемычку до Словакии - и Украина, выходит, наказана. Только вот пропускная способность этой системы не превысит 30 млрд кубометров газа в год, в то время как по украинскому маршруту прокачивается до 120. Европейская потребность в российском газе оценивается приблизительно в 180 млрд кубометров, но благодаря энергосбережению может снизиться до 150. Что такое 150 миллиардов "кубов"? А это как раз те самые 120 "украинских" плюс 30 "польских". То есть ни о каком наказании, ни о какой альтернативности речи нет. Имеется в виду только расширение поставок, причем весьма выгодных. Но - пиар!

Потребность самой Украины в газе - 70-80 миллиардов кубометров. По давнему межгосударственному соглашению Украина получала российский газ по 85 долларов за 1000 кубометров. Дальше цена варьировала, теряя, впрочем, всякий смысл в силу диковинных бартерно-зачетных схем, что и давало повод для разного рода политических импровизаций. Переговоры Украины с альтернативно-газовой Туркменией ни к чему не приводили - газ все равно надо перекачивать по исконной территории "Газпрома". И вдруг весной этого года - прорыв: Украина заключает с Ашхабадом долгосрочный договор о поставке в течение 4 лет 250 миллиардов кубометров газа по цене в 41 доллар. То есть Украина не только полностью заменяет российский газ туркменским, но и сможет себе позволить брать с Москвы за прокачку в Европу не банальным откатом в размере 30 миллиардов газовых кубометров, а живыми деньгами. В чем секрет российской покладистости? А на закате царствования Рема Вяхирева обнаружилось, что закупать оставшийся после украинцев в Туркмении газ "Газпрому" получается дешевле, чем добывать его в России. В чем и состоит дополнительный московско-ашхабадский нюанс ашхабадско-киевских договоренностей.

Но вернемся к Квасьневскому. Он тоже не огорчил Киев. Польша, сказал он на форуме, берет на себя обязательство учитывать интересы союзного Киева в намечаемом строительстве. Имеются в виду в первую очередь украинские трубы, со сбытом которых в Россию у Киева постоянно возникали трудности. А трубами на Украине заведует несостоявшийся пока зять (или, как его называют, "полузять") президента Виктор Пинчук, яркий представитель "семейного" бизнеса Украины, который был больше всех обеспокоен сложным положением президента Кучмы.

Словом, геополитикам - геополитиково, олигархам - олигархово. Пиарщикам - пиарщиково. Все остались при своих, за исключением разве что российских электроэнергетиков, в трудные для Кучмы времена договорившихся с ним об объединении энергосистем. Теперь об этом уже не вспоминают - о подобном объединении Кучма уже тоже договаривается с Квасьневским. Как и положено президенту, вдруг поверившему в свое благополучие. А нам останется пока только Лукашенко. И, может быть, Игорь Смирнов из Приднестровья. И дальнейшие вычисления на предмет того, кто на Украине самый пророссийский. И надежда на то, что следующая порция пленок от майора Мельниченко окажется не менее впечатляющей, чем предыдущая.

Бедные богатые поляки - Грани.Ру, 24.12.2000

Вадим Дубнов, 05.06.2001