статья Потрясение закончено. Забудьте до осени

Вадим Дубнов, 29.05.2001

Рассказывают, что незадолго до решающего голосования навестить отставленного премьер-министра Виктора Ющенко в больницу приехал сам президент Кучма - уговаривать его отдать голоса украинских правых за Анатолия Кинаха в качестве главы правительства. Может быть, слухи и врут, но президент действительно очень хотел сегодня выиграть голосование в парламенте. Речь шла не столько о премьерстве, сколько о последней на долгое время и победной президентской точке в затяжном всеукраинском скандале. И Кучма ее поставил. Особого мастерства для исправления всех прежних провалов и ошибок не потребовалось. Он просто сумел дотянуть партию до эндшпиля, а в эндшпиле, как известно, фигур на доске остается немного.

Украинские олигархи делятся на две категории, оформленные по всем партийным стандартам. Есть олигархи "семейные", объединенные по большому счету в две партии - "Трудовая Украина" и "Демократический cоюз". И есть внесемейные, но к семье приближенные - контролирующие электроэнергетику и руководящие киевским "Динамо" социал-демократы. Других олигархов нет и быть не может. Наконец, еще одна фигура - отставленный Виктор Ющенко, продолжающий в больнице разрываться между честолюбивыми помыслами возглавить оппозицию и вполне прагматическим желанием продолжать участие в президентских изысканиях.

Вот, собственно, говоря, и все. Оппозиция в лице Юлии Тимошенко в качестве активно действующих лиц до эндшпиля не добралась.

Помимо лидера Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха в премьерском контексте упоминались еще Сергей Тигипко, вполне устраивавший и "трудовиков", и социал-электроэнергетиков, Николай Азаров, руководитель налоговой службы и лидер так называемых "регионалов", представляющих фактически интересы одного региона - Донецка, и Виктор Медведчук, один из лидеров социал-демократов. Интрига состояла не столько в списке претендентов, сколько в порядке их исчезновения из списка. Медведчук ушел спокойно, после прозрачных намеков президента. Тигипко хлопнул дверью, заявив, что не желает быть не только премьером коалиционного правительства, но и даже его членом. Словом, президенту и его "семье" совершенно ни к чему был человек, намеренный делить свои интересы с кем-то другим. И наконец, Азаров вполне согласился стать поставщиком голосов для последнего и единственного кандидата президента Анатолия Кинаха, если когда-то и замеченного в каких-то непрезидентских симпатиях, то лишь в готовности быть верным учеником и последователем своего старшего российского коллеги Аркадия Вольского. Последние уроки Вольского явно пошли Кинаху на пользу.

Оставалось лишь объяснить все парламенту. Одним из отчаянных деяний президента последних времен стала вынужденная реанимация уже почти почивших украинских коммунистов, вернувшим себе благодаря этому свое влияние в Раде. Однако торговли с ними не получилось - ленинцы Петра Симоненко голосовать отказались, исправив таким образом президентский промах и снова, пусть и на время, исчезнув с доски. Значит, требовалось убедить социал-демократов. И тут следует еще раз остановиться на исторической роли украинской оппозиции.

Чем мог напугать своих социал-демократических оппонентов Кучма? Только одним - возвращением Ющенко и некоторых его единомышленников от оппозиции, в которую не вдохнет прежнего бунтарского задора теперь даже неистовая Тимошенко. А Ющенко мог вернуться - в качестве вечного и.о., который, как показывает практика, тоже не стал бы ни для президента, ни для его олигархической свиты особенной проблемой. Тем более что сам Ющенко такое продолжение своей политической судьбы, даже после свох воинственных заявлений после отставки, вовсе не считал утопией. И снова вместе со всей оппозицией был банально кинут. Семья плюс ее дальние родственники плюс регионалы плюс понятливые одномандатники - и уже не нужны ни коммунисты, ни правые, ни национал-демократы. 239 голосов. На 13 больше, чем требовалось. Кучма принимает поздравления. Такой абсолютной власти у него не было даже в спокойные докризисные времена. Остальные могут продолжать споры о том, насколько же пророссийским является новый премьер и не является ли таковым посол Черномырдин. Не является. Потому что настоящий премьер отныне - это сам президент. А его мы знаем уже шестой год.

Кучма может приступать к решению следующих плановых задач. Со дня на день назначены новые поступления пленок от майора Мельниченко. Но это уже начало следующей истории, которая начнется скорее всего осенью, когда стартует предвыборная парламентская эпопея. А пока президент может спокойно отбывать на отдых. Может быть, даже в компании с Черномырдиным.

Вадим Дубнов, 29.05.2001