статья Язык до Киевского суда доведет

Виталий Портников, 31.03.2001
Юлия Тимошенко выходит из Лукьяновской тюрьмы. Фото AP

Юлия Тимошенко выходит из Лукьяновской тюрьмы. Фото AP

Бывший вице-премьер Украины Юлия Тимошенко пока что не в заключении - она продолжает лечиться в частной клинике "Медиком". Но в палате Тимошенко постоянно дежурит тюремная надзирательница, она лишена всякой связи с внешним миром, и уже объявлено, что сразу же по излечении ее препроводят в следственный изолятор. Таково решение пленума Киевского городского суда, согласившегося с протестом Генеральной прокуратуры на постановление Печерского районного суда украинской столицы об освобождении Тимошенко из-под стражи.

Собственно, о возможности скорого ареста Тимошенко наблюдатели стали говорить буквально в первые же часы после ее освобождения из Лукьяновской тюрьмы. Многие сходились во мнении, что власть не хотела бы проведения встречи Тимошенко с докладчицей ПАСЕ Анной Северинсен в следственном изоляторе, и предполагали, что Тимошенко вновь будет возвращена в тюрьму через несколько дней после этой беседы. Возвращение же формально состоялось спустя через четыре часа после встречи. Это нелогично, но уже давно замечено, что украинская власть в своих действиях не руководствуется законами логики - и в этом мало отличается от украинской оппозиции.

Для власти было бы гораздо удобнее оставить Тимошенко на свободе - при проявляемых ею амбициях она легко внесла бы раскол в уже и без того нестройные ряды оппозиционеров. Но вместо политической логики украинская элита руководствуется "понятиями". В этом-то все и дело. Давая добро на освобождение Тимошенко, власть очевидно рассчитывала, что опальный вице-премьер проявит некую добрую волю и будет по крайней мере молчать и лечиться.

В этом был свой расчет: ведь пошла же Тимошенко на договоренности с властью после фиаско своего патрона Павла Лазаренко! Именно благодаря этому сговору удалось сформировать пропрезидентское большинство в Верховной раде Украины, а сама Тимошенко удовлетворилась постом вице-премьера правительства и должностью председателя бюджетного комитета парламента для своего соратника Александра Турчинова, другого известного представителя "днепропетровской группы" в ее лазаренковском варианте. При этом Тимошенко исходила не из горячей любви к действующему президенту, а из четкого понимания, что ее предпринимательская деятельность времен Лазаренко дает возможность отправить ее в тюрьму при первом же удобном случае.

Что же изменилось? А то, что в период договоренностей с властью Тимошенко была хорошим бизнесменом, четко осознающим и свое положение, и расстановку сил в стране. За прошедшие месяцы Тимошенко из хорошего бизнесмена превратилась в плохого политика, к тому же в последнее время лишенного всякой связи с внешним миром. Вначале Тимошенко дает своим оппонентам-олигархам возможность отправить себя в отставку: она перестает скрывать свою оппозиционную активность, как бы провоцируя президента на ответные действия и не желая замечать, что этим ставит в сложную ситуацию премьера Виктора Ющенко, заинтересованного в ее сохранении в кабинете. Выйдя из тюрьмы, Тимошенко стремится не достичь хотя бы тактических договоренностей с властью, а во что бы то ни стало опровергнуть подозрения, что такие договоренности достигнуты. Она вновь выступает с критикой Кучмы и заявляет о готовности баллотироваться на пост президента страны. Словом, ведет себя так, будто смена власти близко, очень близко, будто бездарная украинская оппозиция имеет шанс победить бездарную украинскую власть. А вечером проходит пленум Киевского городского суда...

Это, конечно, не последний акт в пьесе с задержаниями и освобождениями. В любом случае власти и оппозиционерам придется договариваться, и судьба Юлии Тимошенко неизбежно станет одной из важнейших тем этих переговоров. Вероятно, власть считает, что для обеспечения согласия в обществе просто необходимо брать заложников - с точки зрения "понятий" безупречная логика!

Виталий Портников, 31.03.2001