На свободу с новыми возможностями
Через несколько часов после того как Печерский районный суд украинской столицы принял решение об освобождении из-под стражи бывшего вице-премьера Юлии Тимошенко, заключенная Лукьяновского следственного изолятора покинула тюрьму на машине "скорой помощи". Оппоненты президента Леонида Кучмы теперь с ехидством говорят о том, что освобождение Тимошенко подтверждает подлинность записей, якобы сделанных бывшим офицером охраны майором Николаем Мельниченко в кабинете главы украинского государства. На одной из таких пленок человек с голосом Кучмы обсуждал с собеседником неподконтрольность судебной системы, якобы подчиняющейся одному из лидеров оппозиции Александру Морозу(?!). Печерский районный суд по крайней мере продемонстрировал способность проявить несогласие с прокуратурой, явно выполнявшей политический заказ.
Арестовав Тимошенко, Генеральная прокуратура Украины оказала Леониду Кучме медвежью услугу. За месяц с небольшим пребывания в тюрьме Тимошенко превратилась для оппозиции в настоящий символ гонений и теперь может стать единоличным лидером достаточно разобщенной оппозиционной тусовки. А если учесть, что оппозиция в немалой степени зависит еще и от денег Юлии Владимировны, то ей предстоит стать и лидером, и казначеем - положение удобное, хотя и щекотливое. Ситуация вокруг ареста Тимошенко продемонстрировала, что власть если и контролирует ситуацию, то не потому, что хорошо ее понимает, а потому, что ей противостоит слабая и плохо организованная оппозиция. Любой другой оппозиции, способной собрать под свои знамена куда большее количество людей и выдвинуть более-менее внятные лозунги и требования - помимо отставки президента, - Леонид Кучма уже бы проиграл.
Разумеется, ситуация вокруг освобождения Тимошенко пока что не выглядит прозрачной. Можно, конечно, удовлетвориться объяснением, что суд решил проявить независимость от прокуратуры, а заодно и продемонстрировать, что власть на Украине сегодня ослабла настолько, что не способна держать за решеткой даже самых серьезных своих оппонентов. Но, с другой стороны, еще недавно Юлия Тимошенко оппонентом Кучмы не была. А была политиком, пошедшим на сговор с президентской администрацией и на руинах оппозиционной партии экс-премьера Павла Лазаренко "Громада" создавшим собственную политическую организацию. Так что торг, как говорится, уместен. Сегодня в воссоздании хотя бы ситуативного большинства в Верховной раде, подточенного последними кризисными месяцами, заинтересован не только президент Кучма, но и премьер-министр Ющенко, ни разу за это время не выступавший против своего бывшего вице-премьера. Так что в сложившейся ситуации вполне возможно достижение определенного соглашения между властью - хотя бы и в лице премьера - и "Батькивщиной". Но освобождение Тимошенко, естественно, должно было быть условием любого соглашения, и если президент Кучма не заинтересован сегодня в падении кабинета Ющенко, он должен был согласиться на эти условия.
Посмотрим теперь, как поведет себя после освобождения Юлия Тимошенко. Из всех оппозиционных лидеров, вероятно, только она одна выступала с некими программными тезисами еще находясь в заключении - в интервью киевской газете "Зеркало недели". Но, освободившись, экс-вице-премьер должна осознавать, какие козыри против нее на руках у власти, и поэтому может действовать крайне осмотрительно. Кроме того, совершенно неясно, как долго Юлия Тимошенко пробудет на свободе. Представители Генеральной прокуратуры уже напомнили, что имеют право внести протест на действия суда, обратившись в суд следующей инстанции. С точки зрения логики, для власти гораздо опаснее Тимошенко в тюрьме, чем на свободе. Но когда это действия украинской власти подчинялись логическим законам?
Статьи по теме
На свободу с новыми возможностями
За месяц с небольшим пребывания в тюрьме Юлия Тимошенко превратилась для оппозиции в настоящий символ гонений и теперь может стать единоличным лидером достаточно разобщенной оппозиционной тусовки. А если учесть, что оппозиция в немалой степени зависит еще и от денег Юлии Владимировны, то ей предстоит стать и лидером, и казначеем - положение удобное, хотя и щекотливое.