статья Хитрость до Крыма доведет

Виталий Портников, 11.03.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

10 марта президент Украины Леонид Кучма отправился в отпуск. Это произошло на следующий день после столкновений сил правопорядка и оппозиционеров во время церемонии возложения цветов к памятнику поэту Тарасу Шевченко и последовавших за этим задержанием 203 активистов акции "Украина без Кучмы".

С логической точки зрения, конечно же, все должно происходить наоборот: обострившаяся ситуация в стране вряд ли предполагает, что первое лицо государства будет отдыхать в Крыму в то время, когда киевская милиция не знает, что ей делать с оппозиционерами (вернее, судя по последним событиям, уже знает, но, как любая постсоветская милиция, вряд ли будет ограничивать оппозиционную активность в белых перчатках). И дело тут не только в продолжающихся протестах оппозиции. Уже меньше месяца осталось до обсуждения в Верховной раде судьбы правительства Виктора Ющенко. И нет никаких гарантий что кабинет, представители которого ведут в эти дни непростые переговоры с представителями международных финансовых организаций о новом кредитовании Украины и отсрочке ее долгов Парижскому клубу, удержится: желающих свалить правительство Ющенко немало как среди парламентской оппозиции, так и среди пропрезидентски настроенных депутатов. Если президент заинтересован в стабилизации ситуации и в сохранении кабинета, до сих пор пользующегося определенным доверием на Западе, он должен оставаться в офисе.

Казалось бы, президенту выгодно быть на месте и потому, что в последние недели ситуация вроде как складывается в его пользу: международная экспертиза пленок, на которых он якобы разговаривает со своими сотрудниками об убитом затем журналисте Георгии Гонгадзе, определила, что сделанные на цифровом диктофоне записи не могут служить доказательствами в суде. Кучма согласился на международное расследование смерти Гонгадзе с участием специалистов из американского ФБР. Было впечатление, что оппозиция не может предъявить президенту ничего, кроме лозунгов с требованием его отставки.

И тем не менее Кучма улетает в Крым. Я бы даже не назвал это неуверенностью в собственных силах. Решение президента свидетельствует прежде всего о его стремлении возложить ответственность за последующий "диалог" с оппозицией на силовые ведомства - чтобы в случае чего отмежеваться от силовиков, если им придется перейти некие границы. Уход от ответственности - прием вполне типичный для воспитанного в советских традициях политика: никто так до сих пор и не знает, почему перед путчем 19 августа 1991 года Михаил Горбачев оказался в Форосе, но зато все хорошо помнят, как в момент принятия российским руководством многих ответственных, а то и (как с Чечней в декабре 1994 года) судьбоносных решений Борис Ельцин сказывался больным. Теперь подлечиться в Крыму решил президент Кучма.

Что тут удивительного - расчет прост. Если силовики легко справятся с оппозицией, Кучма может спокойно возвращаться в Киев и делать вид, что уже забыл о выдвигавшихся против него обвинениях. Если применение силы в этой борьбе вызовет возмущение на Западе, президент вернется разгневанный, кого-нибудь пожурит или даже уволит и вновь будет выглядеть - по крайней мере в собственных глазах - единственным гарантом стабильности в разбушевавшемся море политических страстей.

План этот ясен, но вряд ли легко выполним. Конечно, совершенно понятно, что накануне отъезда Кучмы из Киева силовые министры уверяли его, что ситуация будет под контролем и он может спокойно ехать к Черному морю. Но заинтересованы ли силовики в полном уничтожении оппозиции? Не будем забывать, что до начала "кучмагейта" самым изобретательным из них - таким, как бывший глава СБУ генерал Леонид Деркач, - приходилось придумывать мифические заговоры и военные перевороты, чтобы укрепить собственные позиции при дворе. Теперь все иначе: уже не силовики нуждаются в президенте, а президент нуждается в них. И подавить акцию "Украина без Кучмы" - значит подорвать собственное влияние, ограничить собственные возможности для маневра.

Конечно, если не предпринимать никаких действий, то можно и угодить в отставку, но существует возможность сбалансирования действий и результатов. Тем более что в ближайшие месяцы продолжению акций оппозиции можно будет найти простое оправдание: наступило теплое время, теперь уже не нужно мерзнуть в палатках, для активистов оппозиции прокатиться в Киев - возможность не только выразить свой протест против Кучмы, но и заработать хоть какие-то деньги (утверждается, что и власть, и оппозиция платят своим рекрутам). Так что акция "Украина без Кучмы" будет продолжаться, но не переходить границы, за которыми ее выступления уже серьезно угрожают власти - силовые ведомства благоразумно наводнили ряды оппозиционеров таким количеством близких к себе людей и организаций, что могут, не опасаясь последствий, контролировать энергию протеста, как напор воды в кране.

Однако, как известно, водопровод иногда прорывает, что вызывает головную боль у не рассчитывавших на срочный ремонт коммунальных служб. Здесь такая же ситуация: никто не знает, как долго может политически активная часть украинского общества существовать в таком напряжении, как продолжающиеся оппозиционные выступления скажутся на работоспособности и самом существовании нынешнего украинского правительства, насколько усилятся позиции силовиков во власти и как они воспользуются этим усилением. Ситуация до сих пор представляется весьма неопределенной, но одно можно сказать точно: если любая власть хочет усилить оппозицию, тем более уличную, она начинает беспощадную борьбу с ней полицейскими методами.

А украинская власть теперь как раз это и делает.

Виталий Портников, 11.03.2001