статья Крещатик без Кучмы

Виталий Портников, 07.02.2001

Участники акции "Украина без Кучмы" дошли до главной улицы украинской столицы. Теперь здесь будет весело - митинги, демонстрации, палаточный лагерь, стычки противников режима между собой: Поневоле вспоминаешь о знаменитой студенческой голодовке 1990 года, завершившейся отставкой правительства Виталия Масола. Но, во-первых, это была голодовка. Во-вторых, за студентами не просматривалось корыстных интересов неких политических сил. В-третьих, в партийно-советском руководстве Украины тогда окрепла группировка, считавшая, что Масолом можно пожертвовать ради стабилизации ситуации в республике. Через десять лет бывшие студенческие лидеры, превратившиеся в преуспевающих политиков и бизнесменов, могли внятно объяснить практически все цели своей нашумевшей акции кроме одной: почему все-таки Масол? Скорее всего, премьер был неким символом уходящего режима, как Кучма для оппозиции - символ собственного правления. Но после Масола премьером был не менее советский Витольд Фокин. А после Фокина? Ну конечно, Леонид Кучма. Круг замкнулся. От лагеря студентов на Крещатике 1990-го возвратимся к акции "Украина без Кучмы" на Крещатике 2001-го.

Акция эта во многом совпала с началом сессии Верховной рады. С тактической точки зрения это правильно: именно на сессии происходят главные политические события в жизни страны. Именно здесь объявляется сенсационная информация, звучат самые смелые предложения. Но, с другой стороны, акция на Крещатике продемонстрировала, что Верховная рада вряд ли будет оппозиционным парламентом - скорее парламентом по интересам. На митинг самой громкой антипрезидентской акции пришли вожди только тех партий, кому, говоря образно, терять нечего, - обнародовавший скандальные пленки лидер социалистов Александр Мороз, заместитель лидера партии Юлии Тимошенко "Батькивщина" Александр Турчинов и руководители давно перешедшей в оппозицию власти партии "Соборность". Коммунисты вели себя как обычно: вначале попытались провести свой митинг протеста, потом присоединились к общему, но даже после этого их лидер Петр Симоненко подчеркнул, что его партия не собирается координировать свои действия с оргкомитетом акции "Украина без Кучмы". И понятно почему: для коммунистов премьер Виктор Ющенко - фигура еще более нежелательная, чем президент. Но "Батькивщине", лидер которой еще недавно входила в правительство и считалась ближайшей сотрудницей премьера, выступать за его немедленную отставку было бы совершенно непорядочно.

Остальные недовольные Кучмой предпочли митинговой трибуне парламентскую. И в этом уже проявилась слабость оппозиции. У ее участников совершенно разные цели. Казалось бы, можно поставить перед собой одну - отставку президента, а потом уж разобраться между собой. Но в этом случае это были бы уже не украинские политики! Они как раз и пытаются вначале разобраться, а потом уж бороться за отставку президента. И, недовольные тем, что поставленная впереди лошади телега так никуда и не едет, одновременно пытаются договориться с властью. А потому скандал вокруг исчезновения Георгия Гонгадзе и обнародования пленок, на которых президент и его ближайшие сотрудники говорили о журналисте в нелицеприятных тонах, вместо того чтобы вспыхнуть, как сухой хворост, превращается в затяжной вялотекущий процесс. Оппозиция выигрывает на внешнем фронте: на происходящее на Украине весьма резко отреагировали и в ПАСЕ, и в Евросоюзе (хотя новый президент США заявил о готовности развивать отношения с Украиной, а Киев традиционно прислушивается к Вашингтону куда внимательнее, чем к европейским столицам). Зато президент пока что, несмотря на всю обнаруженную властью беспомощность и неумение держать удар, стал делать тактически выверенные ходы. Вместо того чтобы допустить смещение депутатами генерального прокурора Михаила Потебенько, он отправил его на воды в Трускавец. Оппозиция уверяет, что генпрокурор просто ушел в отставку, а власть удовлетворена неожиданным тайм-аутом. Кто знает, что будет на Украине через 45 дней?

Фото с сайта НТВ.Ру

Виталий Портников, 07.02.2001