статья Новая старая оппозиция

Виталий Портников, 23.01.2001

Руководство возглавляемой бывшим вице-премьером украинского правительства Юлией Тимошенко партии "Батькивщина" заявило о переходе в оппозицию президенту Леониду Кучме. Таким образом, недолгое время существования парламентского большинства, поддерживающего президентские инициативы, окончилось.

Теперь в Верховной раде будет лишь ситуативное большинство и власти придется предпринимать непомерные усилия, чтобы добиваться принятия приемлемых для себя решений. Об имплементации итогов референдума, значительно увеличивающих и без того немалые президентские полномочия, я уж и не говорю. Ее не будет. А это означает, что политическая ситуация на Украине - даже если не брать во внимание бросающий тень на репутацию Леонида Кучмы и его силовых министров скандал с записями якобы их разговоров, связанных с судьбой исчезнувшего интернет-журналиста Георгия Гонгадзе, - вновь возвратилась к периоду первого срока президента Леонида Кучмы, когда глава государства находился в постоянном конфликте с законодателями.

Собственно, уже в 1994 году, после того, как Леонид Кучма стал президентом в первый раз, - мне приходилось писать об опасности перманентного выяснения отношений между президентом и парламентариями. Этот конфликт обусловлен с одной стороны - самой личностью главы государства, который более всего на свете боится принимать серьезные решения и брать на себя ответственность, а с другой - составом депутатского корпуса, объединяющего левых ретроградов и беспринципных карьеристов с небольшим вкраплением грызущихся между собой национал-демократов. Куда могли завести Украину такой президент и такой парламент, как не в состояние непрекращающегося кризиса?

Казалось, что после вторичной победы Леонида Кучмы на президентских выборах ситуация начинает меняться. Не скажем, что - к лучшему. Скажем так, в сторону усиления возможностей исполнительной власти.

Оппоненты Кучмы были деморализованы сохранением его власти - на этом фоне президентское окружение добилось формирования нового парламентского большинства. Договоренности с Юлией Тимошенко были частью плана по ликвидации в Верховной раде антипрезидентского большинства и формировании пропрезидентского. В свое время Тимошенко уже была рядом с властью - когда эта власть отождествлялась с премьер-министром Павлом Лазаренко.

Острый конфликт между Кучмой и Лазаренко, двумя наиболее яркими представителями днепропетровской группировки в украинской элите, заставил всех соратников отставного премьера - и, разумеется, Тимошенко, - перейти в оппозицию. Созданная Лазаренко партия "Громада", в числе лидеров которой была Тимошенко, представляла собой одну из наиболее опасных для власти оппозиционных структур в Верховной раде. В отличие от коммунистов и социалистов, "бравших" идеологией, "Громада" распоряжалась значительными материальными ресурсами империи Лазаренко. Но когда эта империя начала рушиться, а Павел Иванович оказался в американской тюрьме, Юлия Тимошенко, еще недавно премьер теневого правительства "Громады", начала осторожный процесс примирения с президентской администрацией. Этот процесс и завершился переходом созданной Тимошенко партии "Батькивщина" в пропрезидентское большинство.

Сама лидер партии получила пост вице-премьера по ТЭКу. Другое дело, что ее примирение с президентом носило скорее политический характер. Она примирилась с Кучмой, но не с окружением президента, в котором были и многие недавние конкуренты Тимошенко по ТЭКу. Изменив правила игры в ТЭКе, - об этом писали достаточно много, очевидно, Тимошенко лишила сверхприбылей многих влиятельных олигархов, - она продемонстрировала, что не стала "своей" для президентского окружения, что договорившись, она не смирилась, что ее политические симпатии далеки от резиденции президента, что даже правительство избегающего конфликтов Виктора Ющенко с ее легкой руки становится оппозиционным...

При всей первоначальной осторожности в скандале с пленками, Тимошенко в конце концов не выдержала и назвала записавшего их офицера президентской охраны Николая Мельниченко героем. Президентское окружение, решившее разговаривать с Тимошенко языком прокуратуры, арестовавшее ее мужа и вызывающее ее на допросы, тоже перестало делать вид, что между властью и Юлией Тимошенко существуют какие-либо договоренности. Все логически завершилось отставкой Тимошенко и ее переходом в оппозицию.

На первый взгляд, Юлия Тимошенко проиграла. Сейчас она лишилась власти, находится под угрозой ареста и не может более влиять на ТЭК. Но, если вдуматься, после краха Лазаренко у Юлии Тимошенко тоже отобрали власть (хоть и не политическую, а экономическую), и держали под прицелом украинской прокуратуры. Свои договоренности с президентской администрацией она использовала для формирования имиджа смелого политика, готового измениться и призывающего к новым подходам других.

О ее былой зависимости от Павла Лазаренко уже забывают, тем более что после скандала с пленками Кучма медленно, но верно вытесняет Лазаренко с пьедестала антигероя украинской политики. А власть, затеявшая процесс договоренностей с Тимошенко ради краха "Громады" и формирования нового большинства? Вместо оппозиционной "Громады" теряющего вес Лазаренко она имеет оппозиционную "Батькивщину" популярной Тимошенко. Вместо старого антипрезидентского большинства - новое, в котором, помимо уже традиционных левых, многие дезертиры из недавно еще сплоченного пропрезидентского блока.

Развод Кучмы и Тимошенко ставит в сложное положение премьер-министра, старавшегося балансировать между президентом и своим вице-премьером по ТЭКу, прижатого к стенке последними событиями и - что немаловажно для любых реформаторских решений - лишенного возможности рассчитывать на депутатов. Украинской политической элите стоило бы заметить, что она ходит по кругу, ничего всерьез не добиваясь, не имея возможности что-либо изменить. Но, похоже, украинские политики ходят по кругу еще и с закрытыми глазами.

Фото с сайта Юлии Тимошенко

Виталий Портников, 23.01.2001