статья За что целует Кучма

Виталий Портников, 24.12.2000

Освещать нынешний приезд Леонида Кучмы в Россию довольно трудно: скучный протокол, стандартные речи, полная бессмысленность происходящего. Зачем украинский президент приехал в Москву буквально через несколько недель после минской встречи? О чем еще можно договориться сейчас? Репортеры бегают за официальными лицами, официальные лица пожимают плечами. Президенты общаются один на один - при чем тут официальные лица?

Был бы я российским журналистом, я все объяснил бы проще. Российские журналисты точно знают, что украинский президент приехал за политической поддержкой, что у него противостояние с проамериканским премьером, вот он и решил на время стать пророссийским и приехал просить помощи у Москвы. Замечательная версия для тех, кто уверен, что именно российское руководство сегодня распоряжается происходящим в Киеве. Не убежден. Кроме того, я привык верить своим глазам. А они свидетельствуют: особого взаимопонимания не наблюдается.

Вот главы государств появляются перед предпринимателями на встрече в "Президент-отеле". Люстры сияют, Христенко мерцает, напротив него сверкает Чубайс, Вяхирев рассматривает что-то на потолке, Дерипаска смотрит прямо перед собой... Круглый стол. Посадили бедного Кучму перед кредиторами...

Речи строятся на банальностях. Но украинский президент как бы невзначай напоминает о возможностях использовать украинские трубопроводы для нового транзита. Путин начеку: в этот момент он демонстративно отворачивается от сидящего рядом президента Украины и начинает разговаривать с Христенко. Интонационный ряд украинского президента не меняется, но видно, что все это его просто задевает. Он вставляет в свою речь: "Владимир Владимирович". Путин вскидывается, начинает слушать с преувеличенным вниманием. Сцена повторяется в момент, когда президент говорит о недоработках в деятельности совместной комиссии.

Но самое любопытное происходит после выступления украинского президента: российский вновь выступает, чтобы ответить на некоторые замечания коллеги. Использовать украинские трубопроводы - да, но и искать новые варианты... Вяхирев пытается это записать, но у него не пишет ручка, кто-то услужливо протягивает газпромовскому боссу свою. Слова Путина появляются в блокноте Вяхирева: указание.

Христенко объявляет перерыв. Бизнесмены пытаются собраться вокруг Путина. Кучма жмет руку Вяхиреву, чмокает в щеку Дерипаску. "Почему он вас поцеловал?" - спрашиваю у Дерипаски после встречи. "Ну, это же славянский обычай, мы давно не виделись. И потом мы честно инвестируем, вы знаете, какие деньги мы вложили в Николаевский глиноземный?" - "Так он вас поцеловал за деньги?"

Зачем Кучма все-таки приезжал? Я думаю, что в ближайшие дни мы об этом вряд ли узнаем. Но узнаем в ближайшие месяцы. Очевидно одно: президент Украины упрямо старается установить с президентом России личные отношения, то есть возобновить то, что худо-бедно, но было у него с Ельциным и Черномырдиным. Вероятно, что с его точки зрения проблемы в двусторонних отношениях возникают именно вследствие отсутствия личностного понимания.

Не уверен, что это правильный подход. С Путиным нельзя подружиться, это человек с магнитофоном в кармане: кому как не Кучме знать, что такое магнитофон? И с Касьяновым нельзя подружиться: это человек-банкомат. Если у вас есть карточка, он будет с вами общаться. Нет - можете сколько угодно клясться ему в братской дружбе и объяснять, что карточка есть, только вот пин-код вы забыли. Денег он вам все равно не даст.

Украинский премьер Виктор Ющенко, кажется, это уже понял. А украинский президент Леонид Кучма, кажется, никогда не поймет...

Виталий Портников, 24.12.2000