Суд ООН рассматривает иск Украины против России
Международный суд ООН. Фото: news.un.org
В Международном суде ООН в Гааге проходят слушания по иску Украины против России. Киев обвиняет Москву в нарушении Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, а именно в том, что Россия использовала обвинения в геноциде как ложный предлог для вторжения. 7 марта на открытых слушаниях выступили представители украинской стороны. 8 марта свои аргументы должен был представить ответчик, но российская сторона бойкотирует слушания.
В суде рассматривается вопрос о применении обеспечительных мер - Украина требует прекращения российской военной операции, то есть действий всех воинских формирований, которые Россия направляет или поддерживает, всех организаций и лиц, которые находятся под ее контролем, действуют по ее указанию или под ее влиянием. Еще одно требование к России - воздержаться от любых действий, которые могут осложнить разрешение спора по основному заявлению.
Решение по обеспечительным мерам должно быть принято в ближайшие дни. Затем в течение недели Россия будет обязана представить в суд отчет об исполнении этих мер.
Как заявили представители Украины, именно Россия, начав полномасштабную операцию, в ходе которой страдает мирное население, проводит геноцид украинцев.
Представитель Украины в суде Антон Кориневич рассказал о последствиях российского вторжения: "Пока я стою перед судом, украинцы - под смертельными атаками. Опасность нависла над миллионами людей. Верховный комиссариат ООН по правам человека сообщает о значительном количестве жертв среди мирного населения. Нападение России на Украину заставило более 1,5 миллиона людей бежать из страны (по новым данным - уже более 2 миллионов. - Ред.). Еще больше людей покинули свои дома и остаются внутри страны. Больше 15 тысяч человек, большинство из которых женщины и дети, нашли убежище в киевском метро. Там, в метро, рождаются дети. Больницы закрываются. Все это - каждодневная реальность, с которой сталкиваются сейчас люди в Украине".
По словам Кориневича, "говорит сам за себя" факт отсутствия россиян в суде: "Они на поле боя ведут агрессивную войну против моей страны. Это то, как Россия решает споры. Но Украина придерживается другой позиции и уважает национальное право и этот суд". "Это не Украина проводит геноцид. Это Россия, ее политическое руководство и военнослужащие совершают преступления против человечества и военные преступления на территории Украины", - подчеркнул Кориневич.
"Россия обвиняет Украину в геноциде. Украина отрицает это обвинение в самых сильных выражениях. И мы это докажем, - пообещал он. - Россия заявляет, что чтобы остановить несуществующий геноцид, она может вторгнуться в суверенное государство - Украину. Украина отвергает эти необоснованные обвинения в преступлении".
Представитель Украины призвал Россию действовать "как цивилизованные нации": "Сложите оружие, предоставьте свои доказательства. Украина уважает этот суд и следует его решениям. Россия тоже должна". "Но если Россия сама не вернется к соблюдению международного права, у суда есть возможность действовать. У суда есть обязанность действовать. Россия относится к вашей юрисдикции по Конвенции о геноциде. Сейчас она оскорбляет и нарушает эту конвенцию, чтобы убивать украинцев и разрушить Украину. Россию нужно остановить! И суд должен в этом участвовать", - подчеркнул Кориневич.
От имени Украины выступили еще несколько юристов. Профессор Гаагской академии международного права Жан-Марк Тувенэн заявил, что обвинения российской стороны по поводу геноцида в Донбассе не имеют фактических доказательств. Профессор описал, как российские власти и лично Владимир Путин с 2014 года системно распространяли этот нарратив в официальных СМИ, при этом не подкрепляя его доказательствами. Более того, Тувенэн указал, что в Конвенции о геноциде "ничто не обязывает государство нарушать границы другой страны и разворачивать против нее военную операцию, для того чтобы предотвратить геноцид".
Юрист Дэвид Зионц представил доказательства нарушения прав человека в Донбассе с 2014 года: он цитировал доклады миссии ООН в Украине и мониторинговой миссии ОБСЕ в Донбассе. В этих источниках, в частности, говорилось, что насилие, пытки, исчезновения людей, преследования журналистов и активистов начались на части территории Донецкой и Луганской областей, после того как туда пришли ""поддерживаемые Россией вооруженный формирования, позже назвавшие себя "ДНР" и "ЛНР". "За восемь лет в этих отчетах не было и намека на геноцид со стороны украинских властей в отношении жителей оккупированных территорий Донбасса. Более того, Украина признала юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) для расследований военных преступлений в этом регионе", - указал Зионц.
Члены украинской делегаций в качестве примеров агрессии российской армии против мирного населения приводили примеры атак на украинские города - Харьков, Мариуполь, Ирпень, Бородянку, Гостомель. Юрист Джонатан Гимблет продемонстрировал фотографии разрушенных бомбовыми ударами жилых домов в Харькове и Бородянке и обвинил российскую армию в использовании кассетных и термобарических бомб, запрещенных конвенцией ООН. Гимблет отметил, что Россия "прибегает к тактике, напоминающей средневековую осаду, окружая города, отрезая пути отхода и обстреливая мирное население тяжелыми артиллерийскими снарядами". Он призвал суд "действовать незамедлительно, чтобы предотвратить неизбежную катастрофу".
На рассмотрении Международного суда ООН находится иск о нарушении Россией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации относительно притеснения крымских татар и украинцев в Крыму и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма в отношении событий в Донбассе. В 2017 году суд поддержал часть требований Украины об обеспечительных мерах на время рассмотрения иска. Суд обязал Россию, во-первых, отменить запрет Меджлиса крымскотатарского народа и снять иные ограничения на представительство крымскими татарами своих интересов, а во-вторых, восстановить в аннексированном Крыму обучение на украинском языке. Между тем в принятии обеспечительных мер по иску в части обвинения Москвы в нарушении Конвенции о борьбе с финансированием терроризма было отказано. Как говорилось в решении, Украина не привела доказательств того, что Россия намеренно перечисляла средства боевикам "ДНР" и "ЛНР". Запрет Меджлиса так и не был отменен.