Крым: машину политзека Панова передают его жене
Судья верховного суда аннексированного Крыма Андрей Палий постановил передать Екатерине Пановой, жене осужденного по первому делу "украинских диверсантов" Евгения Панова, машину политзека. О слушаниях, прошедших во вторник, тогда же сообщила Крымская правозащитная группа со ссылкой на адвоката Ольгу Динзе.
После вступления решения в законную силу жена политзека сможет обратиться в крымское УФСБ, чтобы получить машину.
Автомобиль, на котором Панов прибыл в Крым, был приобщен к делу как вещественное доказательство. В приговоре политзеку, вынесенном 13 июля прошлого года, судья Палий не разъяснил, как поступить с этим вещдоком. Верховный суд России в своем апелляционном определении от 25 октября также не разрешил этот вопрос. Машина по-прежнему остается на штрафплощадке.
Поэтому адвокат Динзе подала Палию в порядке пункта 15 статьи 397 российского УПК ходатайство о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.
Сам Панов, осужденный к восьмилетнему сроку, с 7 февраля содержится в ИК-6 строгого режима в Омске. 12-го числа он рассказал адвокату "Руси сидящей" Вере Гончаровой, что отказывается участвовать в коллективном исполнении заключенными гимна России и не намерен работать в колонии на страну-агрессора.
Политзек также сообщил, что страдает от болей в спине, однако медицинской помощи не получает - ему лишь сделали укол анальгетика. 6 февраля, накануне отправки в колонию, Панов в письме, отправленном из СИЗО-1 в Омске своему брату Игорю Котелянцу, также жаловался на боли в спине и ноге, отмечая, что его не лечат, а дают только таблетки обезболивающего.
Кроме того, на встрече с Гончаровой политзек рассказал, что хочет дистанционно учиться в вузе на историка.
Панову 41 год, он житель города Энергодар Запорожской области Украины. Работал водителем на находящейся в его городе Запорожской АЭС. В 2014-2015 годах - участник АТО. Член Самообороны Энергодара; по квоте партии "Укроп" был избран в исполком горсовета.
6 августа 2016 года Панов выехал на своей машине в Крым - по некоторым данным, для того чтобы отдать долг родственнице знакомого. В ночь на 7 августа на севере полуострова он был похищен ФСБ. В последующие несколько дней Панов подвергался жестоким пыткам, в результате которых дал признательные показания о подготовке диверсий в Крыму. Однако после помещения в симферопольский СИЗО-1 политзек эти показания дезавуировал.
В своем приговоре коллегия под председательством Палия объявила Панова виновным по части 1 статьи 30 - пункту "а" части 2 статьи 281 (приготовление к диверсии в составе организованной группы), части 3 статьи 30 - части 3 статьи 226.1 (покушение на контрабанду оружия в составе организованной группы) и части 3 статьи 222 российского УК (незаконный оборот оружия в составе организованной группы).
Согласно фабуле дела, Панов планировал диверсии на целом ряде военных и гражданских объектов в Крыму. В их числе упоминались российская войсковая часть № 46453 в Джанкое, водоканал села Победное в окрестностях этого же города, феодосийское управление "Черноморнефтегаза", паромы порта Крым в Керчи. Также утверждалось, что "украинские диверсанты" намеревались взорвать самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1".
Как говорилось в обвинительном заключении, Панов "являлся активным участником организованной группы и обладает опытом ведения разведывательной деятельности, управления беспилотными летающими аппаратами, огневой подготовки, управления транспортными средствами и ориентирования на местности". В группе диверсантов, заявлялось в деле, Панов отвечал за разведку местности, а также за "прокладку маршрута следования, связь находившихся на территории РФ участников организованной группы с ее руководителями, находившимися на территории Украины, а также снабжение их боеприпасами".
Сам политзек назвал утверждения, содержащиеся в деле, фантазиями следователей ФСБ.
Однако Верховный суд России приговор Панову подтвердил.
По первому делу "украинских диверсантов" проходил также уроженец Львовщины Андрей Захтей, до ареста живший в Саках на западе Крыма. Он пошел на сделку с прокуратурой, и его дело выделили в отдельное производство. В феврале 2018 года Захтей был осужден в особом порядке к шести с половиной годам строгого режима. Он отбывает срок в ИК-1 в Симферополе.
Несмотря на досудебное соглашение, Захтей ни на следствии, ни на суде над Пановым не дал показаний против него, пояснив, что до ареста знаком с ним не был.