Прокуратура требует увеличить срок "крымскому диверсанту" Панову до 10 с половиной лет

Евгений Панов в суде. Фото: crimeahrg.org
Фигурант первого дела "крымских диверсантов" украинец Евгений Панов этапирован из Симферополя в Москву, сообщил брат политзека Игорь Котелянец.
По словам Котелянца, Панова отправили в столицу в связи с рассмотрением в Верховном суде апелляционной жалобы прокуратуры, которая требует увеличить политзеку срок с 8 до 10 с половиной лет строгого режима. Именно такой срок во время прений в верховном суде аннексированного Крыма для Панова запрашивал прокурор Эсвет Фурмамбетов. Рассмотрение жалобы прокуратуры в ВС пройдет 25 октября.
Сейчас временно находится в Краснодаре (скорее всего - в подконтрольном центральному главку ФСИН и неофициально контролируемом ФСБ СИЗО-5). В Москве политзека вероятнее всего отправят в СИЗ0-2 "Лефортово", также неофициально находящийся под контролем спецслужбы.
13 июля коллегия верховного суда Крыма под председательством Андрея Палия объявила Панова виновным по части 1 статьи 30 - пункту "а" части 2 статьи 281 (приготовление к диверсии в составе организованной группы), части 3 статьи 30 - части 3 статьи 226.1 (покушение на контрабанду оружия в составе организованной группы) и части 3 статьи 222 российского УК (незаконный оборот оружия в составе организованной группы).
Сам Панов вину не признал. "Есть политические мотивы, - заявил он в понедельник в своем последнем слове. - Мне не в чем оправдываться. Я никаких законов не нарушал, несмотря на мою политическую позицию. При таких обстоятельствах вменяемого преступления меня необходимо расстрелять".
В начале процесса, после оглашения прокурором обвинительного заключения, Панов называл утверждения, содержащиеся в деле, фантазиями следователей ФСБ.
Процесс проходил в закрытом режиме; открытым было лишь оглашение приговора. Предварительные слушания состоялись 4 апреля. Разбирательство по существу продолжалось с 16-го числа того же месяца. Оно заняло около 25 заседаний.
Согласно фабуле дела, Панов планировал диверсии на целом ряде военных и гражданских объектов в Крыму. В их числе упоминались российская войсковая часть № 46453 в Джанкое, водоканал села Победное в окрестностях этого же города, феодосийское управление "Черноморнефтегаза", паромы порта Крым в Керчи. Также утверждалось, что "украинские диверсанты" намеревались взорвать самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1".
Как говорилось в обвинительном заключении, Панов "являлся активным участником организованной группы и обладает опытом ведения разведывательной деятельности, управления беспилотными летающими аппаратами, огневой подготовки, управления транспортными средствами и ориентирования на местности". В группе диверсантов, заявлялось в деле, Панов отвечал за разведку местности, а также за "прокладку маршрута следования, связь находившихся на территории РФ участников организованной группы с ее руководителями, находившимися на территории Украины, а также снабжение их боеприпасами".
Панов работал водителем на Запорожской АЭС в Энергодаре. Бывший участник АТО; активист Самообороны Энергодара, член исполкома горсовета, куда был избран по квоте партии "Укроп".
6 августа 2016 года активист выехал на своей машине в Крым - по некоторым данным, для того чтобы отдать долг родственнице знакомого. В ночь на 7 августа на севере полуострова он был похищен ФСБ. В последующие несколько дней Панов подвергался жестоким пыткам, в результате которых дал признательные показания о подготовке диверсий в Крыму. Однако после помещения в СИЗО-1 в Симферополе политзек эти показания дезавуировал.
В деле временем задержания Панова названо 3 часа утра 7 августа 2016 года. Один из свидетелей обвинения - некий "представитель общественности" П.-И. Атик, - заявил в своих показаниях, что автомобиль украинца тогда не осматривался из-за темноты и отсутствия надлежащих условий.
Осмотр машины был произведен лишь 11 августа, после ее доставки в отдел ФСБ в Красноперекопске. Как сообщил другой свидетель обвинения - кинолог И. Ляшко, - в канистре с машинным маслом, находившейся в багажнике машины, служебная собака обнаружила три электродетонатора с проводами.
При этом 8 августа, то есть на другой день после реального похищения Панова, дата которого указана и в материалах уголовного дела как день задержания, судья подконтрольного России Железнодорожного райсуда Симферополя Татьяна Белинчук арестовала украинца на 15 суток по части 1 статьи 20.1 российского КоАП (мелкое хулиганство). Как утверждалось в протоколе, Панов в этот день находился на автовокзале в Симферополе, где приставал к гражданам и оскорблял их матом.
О задержании подозреваемого ФСБ объявила лишь 10 августа. По уголовному делу он был арестован на другой день.
Вместе с Пановым по первому делу "украинских диверсантов" проходил 42-летний уроженец Львовщины Андрей Захтей, до ареста живший в Саках на западе Крыма. Однако в конце июня 2017-го он пошел на сделку с прокуратурой, и его дело выделили в отдельное производство. 16 февраля нынешнего года Захтей был осужден в особом порядке к шести с половиной годам строгого режима. В начале июня стало известно, что он доставлен отбывать срок в ИК-1 в Симферополе.
Несмотря на досудебное соглашение, Захтей на следствии не дал показаний против Панова, пояснив, что до ареста знаком с ним не был. 3 мая на допросе в процессе Панова Захтей отказался давать показания, сославшись на то, что все, что знал по делу, уже сообщил на предварительном следствии.

Статьи по теме

УКРАИНСКИЕ УЗНИКИ КРЕМЛЯ
Требование бессрочной голодовки Олега Сенцова - освобождение всех украинских политзаключенных России. Ни у кого нет полного списка украинцев, отправленных Москвой за решетку по политически мотивированным делам. В открытых источниках мы нашли информацию о 78 заложниках Кремля - украинских и крымскотатарских активистах, верующих, а также "террористах", "экстремистах", "диверсантах" и "шпионах".