Предел беспредела
Крымскотатарского политзека Аливапова освобождают из СИЗО
Подконтрольный России Киевский райсуд Симферополя 19 июля отказал следствию в продлении ареста 22-летнему жителю Алупки Муэдину Аливапову, обвиняемому в поджогах автомашин в Ялте и Алуште. Об этом сообщают "Крым.Реалии" со ссылкой на Зарему Аливапову, мать политзека. Такое же решение принято и в отношении двух других обвиняемых по делу; известны лишь их фамилии - Кудряшев и Бутник - и то, что одному 25 лет, а другому 23.
Суд указал, что часть 2 статьи 167 российского УК (умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога), вмененная фигурантам дела, предусматривает до пяти лет колонии, то есть этот состав относится к преступлениям средней тяжести. Между тем статья 109 УПК (сроки содержания под стражей) не допускает ареста обвиняемых в таких преступлениях на срок, превышающий полгода.
Таким образом, 23 июля, когда истечет ранее назначенный Аливапову срок ареста, политзека обязаны будут освободить из симферопольского СИЗО-1 под подписку о невыезде.
Аливапов был задержан 23 января. Два дня спустя Ялтинский горсуд арестовал задержанного. В дальнейшем срок его содержания в СИЗО продлевался.
Фабула дела точно не известна. УМВД по аннексированному Крыму, которое ведет следствие, отказывается сообщать какие бы то ни было детали и давать комментарии. По информации Заремы Аливаповой, в деле утверждается, что ее сын получал за поджоги машин деньги от некоего неустановленного лица и передавал их Кудряшеву и Бутнику.
В январе сообщалось, что Кудряшев и Бутник в своих показаниях назвали Аливапова организатором поджогов. Мать политзека рассказала "Крым.Реалиям", что сам он после задержания также дал признательные показания, так как подвергся психологическому давлению, однако в дальнейшем от этих показаний отказался и начал настаивать на своей невиновности.
Как отмечает издание, арестованный не был политактивистом, однако его брат, Мустафа Аливапов, известен как участник крымскотатарского национального движения. "Крым.Реалиям" брат политзека сообщил, что имел проблемы с российскими силовиками, после того как 18 мая 2015 года поучаствовал в автопробеге в память депортации крымских татар. Тогда он был задержан, а в дальнейшем, по его словам, находился под наблюдением.
16 января Мустафа Аливапов выехал на континентальную Украину, чтобы переоформить машину. После ареста брата он решил не возвращаться в Крым.
В Меджлисе крымскотатарского народа не исключают, что арест Аливапова был местью силовиков за активность старшего брата. Такую мысль высказал, в частности, председатель ЦИК Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев.
Аливапову, Кудряшеву и Бутнику вменяются 12 поджогов, произошедших в конце прошлого - начале нынешнего года. Между тем после ареста этих граждан поджоги продолжились.
Прекратились они только после того, как 6 марта силовики задержали 43-летнего жителя Челябинска. Сообщалось, однако, что он признается в поджогах, относящихся лишь к концу февраля - началу марта.
В конце апреля российская полиция провела в доме Аливапова повторный обыск, изъяв одежду и обувь политзека.