статья Это Рада - со слезами на глазах

Виталий Портников, 19.12.2002
Фото с сайта www.lenta.ru

Фото с сайта www.lenta.ru

После формирования правительства Виктора Януковича стало ясно, что утверждение премьер-министра, достигнутое нечеловеческими усилиями донецкой группировки, сопровождаемыми золотым дождем, пролившимся на депутатов, оказалось единственным серьезным достижением парламентского большинства. "Донецкие" не хотели больше тратиться ни на нового председателя Нацбанка из числа днепропетровцев - Сергея Тигипко, ни на перераспределение вожделенных, но политически (не экономически!) бесполезных комитетов. А без реальной подержки извне голосования заходили в тупик. Стало ясно, что правительство Януковича есть, а парламентского большинства нет. Впрочем, формирования этого большинства опасались прежде всего оппозиционеры, сделавшие все возможное, чтобы не дать представителям большинства возможности проголосовать за смену руководства Нацбанка "кнопками". Потому что для оппозиционеров, спокойно отнесшихся к кандидатуре Януковича, именно смена руководства Нацбанка и должна была продемонстрировать, что большинство – есть.

В результате блокирование трибуны и драка... Но и большинство не сдается и решает голосовать бюллетенями, а не с помощью электронной системы, при этом избрав новую счетную комиссию из своих же представителей. Голосование проходит, Сергей Тигипко назначается главой Нацбанка, руководители комитетов переизбираются – но когда оппозиционеры требуют предъявить им названное число бюллетеней, вдруг начинается невообразимая суматоха. Бюллетеней нет как нет. Оппозиционеры обвиняют противников в подлоге, те их – в краже бюллетеней. "Может, они у оппозиции, может - у членов счетной комиссии. У меня нет ни одного бюллетеня. И вообще, может, их уже оппозиция уничтожила", - говорит председатель временной счетной комиссии Иван Заец, когда оппозиционеры требуют от него предъявить бюллетени в присутствии многочисленных журналистов. К этому моменту все уже понимают, что в Верховной раде Украины совершен самый настоящий подлог и что доказать это будет практически невозможно.

Но дальше-то что, дальше? Ведь возникает сомнение в легитимности любых решений украинского парламента - и предшествующих, и последующих. Большинства все равно нет, а теперь уже ясно, что его никогда и не было. Следовательно, все назначаемые в экстремальных условиях чиновники, все принимаемые законы, любые решения – все может быть поставлено под сомнение и опротестовано, стоит лишь одной из временно договорившихся группировок выйти из большинства.

Но победители обо всем этом не думают. Они уверены, что избранный ими путь единственно верный, что только там они помешают зловредной оппозиции блокировать их созидательную работу. Оппозиция призывает к массовым акциям – зимой! – и обещает инициировать досрочные выборы в Раду. И никто не замечает, что никакого парламента – если понимать под парламентом принимающий легитимные решения законодательный орган, а не умелую игру в наперсток - на Украине по существу больше нет. А кому, с другой стороны, он нужен? И без него очень даже хорошо.

Виталий Портников, 19.12.2002


новость Новости по теме