Это Рада - со слезами на глазах
После формирования правительства Виктора Януковича стало ясно, что утверждение премьер-министра, достигнутое нечеловеческими усилиями донецкой группировки, сопровождаемыми золотым дождем, пролившимся на депутатов, оказалось единственным серьезным достижением парламентского большинства. "Донецкие" не хотели больше тратиться ни на нового председателя Нацбанка из числа днепропетровцев - Сергея Тигипко, ни на перераспределение вожделенных, но политически (не экономически!) бесполезных комитетов. А без реальной подержки извне голосования заходили в тупик. Стало ясно, что правительство Януковича есть, а парламентского большинства нет. Впрочем, формирования этого большинства опасались прежде всего оппозиционеры, сделавшие все возможное, чтобы не дать представителям большинства возможности проголосовать за смену руководства Нацбанка "кнопками". Потому что для оппозиционеров, спокойно отнесшихся к кандидатуре Януковича, именно смена руководства Нацбанка и должна была продемонстрировать, что большинство – есть.
В результате блокирование трибуны и драка... Но и большинство не сдается и решает голосовать бюллетенями, а не с помощью электронной системы, при этом избрав новую счетную комиссию из своих же представителей. Голосование проходит, Сергей Тигипко назначается главой Нацбанка, руководители комитетов переизбираются – но когда оппозиционеры требуют предъявить им названное число бюллетеней, вдруг начинается невообразимая суматоха. Бюллетеней нет как нет. Оппозиционеры обвиняют противников в подлоге, те их – в краже бюллетеней. "Может, они у оппозиции, может - у членов счетной комиссии. У меня нет ни одного бюллетеня. И вообще, может, их уже оппозиция уничтожила", - говорит председатель временной счетной комиссии Иван Заец, когда оппозиционеры требуют от него предъявить бюллетени в присутствии многочисленных журналистов. К этому моменту все уже понимают, что в Верховной раде Украины совершен самый настоящий подлог и что доказать это будет практически невозможно.
Но дальше-то что, дальше? Ведь возникает сомнение в легитимности любых решений украинского парламента - и предшествующих, и последующих. Большинства все равно нет, а теперь уже ясно, что его никогда и не было. Следовательно, все назначаемые в экстремальных условиях чиновники, все принимаемые законы, любые решения – все может быть поставлено под сомнение и опротестовано, стоит лишь одной из временно договорившихся группировок выйти из большинства.
Но победители обо всем этом не думают. Они уверены, что избранный ими путь единственно верный, что только там они помешают зловредной оппозиции блокировать их созидательную работу. Оппозиция призывает к массовым акциям – зимой! – и обещает инициировать досрочные выборы в Раду. И никто не замечает, что никакого парламента – если понимать под парламентом принимающий легитимные решения законодательный орган, а не умелую игру в наперсток - на Украине по существу больше нет. А кому, с другой стороны, он нужен? И без него очень даже хорошо.
Статьи по теме
Это Рада - со слезами на глазах
Украинский парламент в последние дни похож на растормошенный улей - драка за дракой, пропажа бюллетеней, обвинения в подлоге и краже. Стороннему наблюдателю трудно понять, что перед ним - храм народовластия или притон? Впрочем, независимо от квалификации происходящего приходится признать, что украинские депутаты перешли ту тонкую грань, за которой завершается даже постсоветская демократия и начинаются игры в наперсток. А ведь депутаты этого не хотели. Им просто очень нужно было проголосовать, а голосов не хватало, хоть стреляйся. И они стали решать проблему по-нашенски.
Провинциальный бульдозер
Леонид Кучма назначил исполняющим обязанности премьер-министра Украины губернатора Донецкой области Виктора Януковича. Более молодой "донецкий" клан теснит многоопытных "днепропетровцев". Впрочем, в окружении Кучмы надеются, что новый премьер не успеет стать политической фигурой общенационального масштаба.
Из урны веет свежий ветерок
Почти половина электората отдала свои голоса блокам, настойчиво требующим перемен и не поддержанным президентом. Таким образом, преемник президента Украины - а главная интрига выборов, по мнению наблюдателей и самого Кучмы, заключалась как раз в генеральной репетиции выборов 2004 года - должен быть человеком, чье имя будет ассоциироваться с переменами, а не с продолжением "эпохи Кучмы".
Если Рада на всех одна
Парламент Украины, избираемый в воскресенье, будет работать и после следующих президентских выборов. А эти выборы должны пройти без Леонида Кучмы, у которого закончится последний по Конституции срок своих полномочий. Таким образом, основные фигуры украинской политической сцены рассматривают выборы как своеобразную генеральную репетицию передачи власти.