Представление предстоятеля
Патриарший визит на Украину смело можно назвать провальным. Упорно называемый в окружении Кирилла "пастырским", он изначально был ориентирован на пиар-эффект. Во главу угла ставилась задача очертить границы "канонической территории" Московского патриархата на Украине, показать равенство в глазах Москвы восточных и западных украинцев, продемонстрировать нового и энергичного патриарха верующим второй по размеру и значимости части Русской православной церкви.
Поэтому странно выглядело то ажиотажное настроение, с которым СМИ и часть российского политического класса ожидали от визита какого-то "прорыва" в деле объединения украинского православия. Путь к объединению такого рода долог, и начинается он не с заявлений первых лиц, а с контактов между персонажами второго-третьего эшелонов, конференций, консультаций, визитов по случаю праздника из храма в храм и т.п. Между тем отношения УПЦ МП с УПЦ Киевского патриархата если и стали менее конфронтационными, чем три года назад, то от переговорного этапа еще весьма далеки. Патриарший визит на Украину и не подразумевал "объединительных" действий - а его "новую" идею о том, что в Украине и так есть поместная церковь - УПЦ МП и пусть все православные объединяются вокруг нее, можно расценить как дежурную демагогию с целью уклониться от участия в неблагодарном переговорном процессе.
Так что отсутствие прогресса в "объединении" было запланировано. Неожиданным для патриарха и его окружения оказался провал основной задачи визита - пиаровской. Успешные в условиях российской диктатуры приемчики воздействия на массы и политический класс произвели на демократической Украине с ее плюралистическими медиа обратный эффект. Пафосные выступления патриарха перед телеканалами с обличениями диктатуры потребления были полностью нивелированы историей с его наручными часами, подмеченными репортерами и оцененными в 30 тысяч евро. Государственное информационное агентство прокомментировало этот эпизод так: патриарх нас, видно, за "своих" туземцев считает. При поездке в Европу он такие часы снял бы, в России не решились бы показать (и правда, замечу, не решились бы - российские медиа скандал игнорируют), а Украина, наверное, по его мнению, то же самое, что Россия.
А с желанием определить границы "канонической территории" и вовсе получился конфуз. Это сейчас российскую публику развлекают рассказами о героическом поведении патриарха, который несмотря ни на что добрался до Ровно. Для украинцев очевидно, что кто-то в патриаршем окружении решил было отказаться от визита в город, убоявшись пикетчиков из националистических организаций, которые наряду с верующими ожидали патриарха в аэропорту. Для украинской политической, общественной и религиозной жизни присутствие оппонентов в пределах видимости - норма, а вот московские гости были напуганы. И лишь когда на следующий день выяснилось, что трусливое бегство от малочисленной группы протестующих похоронит патриарший имидж в общеукраинском масштабе, был совершен неожиданный блиц-визит в путинском духе со странными по смыслу, но пафосными по звучанию комментариями, в которых нижний храм собора сравнивался с катакомбами.
В целом искусственность пиаровских ходов, глубокая незаинтересованность патриарха в украинских делах (в его речах к верующим преобладали общие пожелания, никак не связанные с Украиной и ее проблемами), постоянное педалирование имперской темы, завернутой в фантик "общей культуры", стариковские напоминания деятелям украинского православия о том, что они учились в ленинградских духовных школах (о чем сейчас в Украине вспоминать не очень принято) и он их помнит их еще учащимися, - все это демонстрировало не активного и энергичного духовного пастыря (каким видит патриарха его окружение), а далекого и во всех отношениях чужого "большого начальника", неспособного соответствовать той очень сложной ситуации, в которой оказалось в этой стране православие московского образца. И митрополит Киевский Владимир (Сабодан), к которому украинские верующие имеют массу своих претензий, заблистал на фоне своего начальника совсем новыми, позитивными красками.
Показателем этого стала рекордно низкая посещаемость мероприятий с патриаршим участием. В прошлом году тогда еще митрополит Кирилл выступал рок-концерте, устроенном на Крещатике Юрием Шевчуком. Послушать музыканта, а заодно и проповедь собралось тогда около 100 000 человек. Сейчас на главную киевскую службу патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре собралось (по оценке самой Московской патриархии) 20 тысяч человек. Еще хуже была ситуация в городах поменьше - там число верующих, пришедших посмотреть на своего духовного руководителя, измерялось тысячами, а то и сотнями.
По российским меркам интереса к духовным персонам это не так уж мало, но для Украины - ничто. Папа Иоанн Павел II в свой приезд в Украину собирал во Львове полмиллиона, а на киевской мессе те же 100 тысяч (как и Шевчук). И финальной точкой неприятия Украиной Кирилла стала служба в Почаевском монастыре, куда традиционно на праздник местной иконы Божьей матери собиралось огромное количество паломников, а благодаря юбилею и присутствию патриарха церковными властями ожидались те же сакральные 100 тысяч. А пришли около 40 тысяч.
Почувствовав, что репутацию надо спасать, патриарх на встрече с весьма критически настроенным и свободолюбивым духовенством западных епархий вынул из рукава припасенные козыри и заявил, что раскол в Украине был отчасти вызван неправильной церковной политикой Москвы, что он готов принять украинское гражданство, чтобы чаще бывать в Киеве, и что он распорядился поставить у своего патриаршего трона флаги всех государств, входящих в его "каноническую территорию", взамен прежде располагавшегося там в гордом одиночестве российского стяга.
В принципе эти достаточно сильные заявления могут означать сдвиг в политике Московской патриархии. Но только время покажет, начнет ли РПЦ МП в большей степени учитывать интересы своих епархий, находящихся за пределами России, хотя бы в "ближнем зарубежье". Вот если, скажем, российские митрополиты в Священном синоде поделятся с украинцами своими местами или же пара синодальных отделов переедет из Москвы в Киев...