статья Добрый терминатор

Виталий Портников, 06.05.2004
Игорь Иванов. Фото АР

Игорь Иванов. Фото АР

После отставки и бегства из Батуми аджарского лидера Аслана Абашидзе очевидными выглядят – по крайней мере на первый взгляд – два момента. Во-первых, то, что "революция роз" в Грузии – никакая не революция, а хладнокровно и тщательно осуществляемый план по установлению контроля над финансовыми потоками и территорией. Во-вторых – и это, пожалуй, самое главное, – что Россия более не играет никакой серьезной роли на постсоветском пространстве. Следовательно, и пространства такого нет.

Первый вывод можно сделать, наблюдая за событиями, происходившими в Батуми: слишком уж они напоминали происходившее в Тбилиси, когда оппозиция свергала Эдуарда Шеварднадзе. Но низвержение Шеварднадзе еще могло походить на стихийный взрыв народного недовольства. Когда же по точно такому же сценарию народ негодовал в Батуми, меж тем как основы режима начали рушиться после переговоров Зураба Жвании с главным аджарским силовиком (и родственником Абашидзе) Джемалом Гогитидзе, нельзя было не заподозрить, что происходящеее имеет постановочный характер, а писать новый сценарий просто не было ни времени, ни желания.

Хотя все эти размышления – признаю – могут быть от лукавого. В конце концов, при любом удачном мятеже лидера свергает именно активное меньшинство при равнодушии пассивного большинства населения, а силовые структуры отказываются стрелять в народ, чтобы защитить власть. Так революции происходят всюду и всегда, и почему Аджария должна была стать исключением?

Гораздо интереснее роль, вторично сыгранная Игорем Ивановым. Свою деятельность на посту министра иностранных дел России он завершал отставкой Эдуарда Шеварднадзе. Пребывание в должности секретаря российского Совбеза начал с отставки Аслана Абашидзе. При этом и ту и другую миссию Иванов осуществлял по прямому указанию президента Владимира Путина. И в том и в другом случае отставки были невыгодны для России. В случае с Абашидзе – даже в большей степени. Ведь его отлет из Батуми демонстрирует, что Россия неспособна защитить даже самых преданных своих союзников, даже тех, кто ориентируется исключительно на Москву. Что максимум того, что она может сделать для них, – это эвакуировать на подмосковную дачу. А вот Вашингтон может своим союзникам подарить страну.

И это самый важный сигнал для тех постсоветских лидеров, кто еще сомневается. Позиции Госдепартамента США и российского МИДа по поводу происходившего в Аджарии различались самым заметным образом. Вашингтон возлагал ответственность за эскалацию конфликта на Батуми, Москва – на Тбилиси. И возобладало именно американское – не российское и даже не европейское - видение ситуации. Причем произошло это, как и в случае с отставкой Эдуарда Шеварднадзе, при российском посредничестве: проще говоря, России опять позволили сыграть роль миротворца или "разводящего" для сохранения ее политической репутации. Однако эта репутация хороша для телезрителей. Для элиты новых независимых государств этой репутации больше нет. Утрата Россией тех позиций на постсоветском пространстве, которые она по инерции сохраняет сегодня, – только вопрос времени.

Виталий Портников, 06.05.2004


новость Новости по теме