Саакашвили распорядился установить в Тбилиси бюст Собчака
В Грузии решили увековечить память Анатолия Собчака. Как сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на СПБ-ТАСС, в соответствии с распоряжением президента Михаила Саакашвили, в Тбилиси будет установлен бюст Собчака.
В распоряжении президента отмечается, что решение об увековечении памяти Анатолия Собчака принято "за безмерно большой вклад, внесенный им в деятельность Верховного Совета СССР по расследованию трагических событий, произошедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, и за особые заслуги перед грузинским народом".
9 апреля 1989 года подразделения советских войск разогнали в Тбилиси многотысячный митинг с требованием независимости Грузии. В результате погибло 20 демонстрантов. МИД, Минфину и Министерству развития и инфраструктуры Грузии поручено принять меры для доставки бюста Анатолия Собчака из Санкт-Петербурга в Тбилиси. Торжественная церемония состоится 9 апреля. Помимо этого, в честь бывшего мэра Петербурга планируется назвать одну из улиц грузинской столицы.
Справка
Анатолий Собчак и тбилисские события 1989 года
При формировании парламентских комиссий Анатолий Собчак возглавил комиссию по расследованию событий в Тбилиси.
"Первым результатом нашей работы, как мне представляется, была скоропалительная отставка секретаря ЦК, члена Политбюро и председателя Комиссии по вопросам правовой политики ЦК КПСС В.М. Чебрикова, - напишет впоследствии Анатолий Собчак в своей книге "Хождение во власть". - Дело в том, что первое совещание ЦК, на котором 7 апреля было принято решение о направлении войск в Грузию, проводил Лигачев. А Чебриков вел второе совещание, уже на следующий день… Уход с политической арены Егора Кузьмича Лигачева последует лишь через год, летом 1990-го" (стр. 90).
С докладом об итогах проведенного комиссией расследования Анатолий Собчак выступил на II Съезде, в декабре 1989 года. Но, несмотря на то, что в докладе были названы имена всех виновных в трагедии 9 апреля, никто не был привлечен к ответственности.
По мнению Анатолия Собчака, "и это, и многое другое доказывало: сил и энергии реформаторов, возглавивших в 1985 году перестройку, было явно недостаточно, чтобы разрушить преступную общественную систему, которая умеет гасить любой порыв, любую попытку своего реформирования" (Хождение во власть, стр. 124).
Из биографии Анатолия Собчака с сайта Собчак.Ру
Дословно
Анатолий Собчак
(О тбилисских событиях)
В истории нашего государства уже были - и немало - случаи насилия не над отдельным человеком, а над целыми классами, слоями населения. Уничтожались миллионы. Хотя проходило внешне даже в рамках закона. Тбилиси - в этом же ряду событий.
Это трудно вообразить, но это так: во время разгона митинга все руководство республики находилось на своих местах и из окон Дома правительства наблюдало, как происходило избиение собственного народа. И ничего не сделало, не вмешалось. А в его власти было, увидев, что происходит, остановить войска. Когда Патиашвили узнал о жертвах, он сказал: "Мы погибли!"
Мы вырастили поколение людей, не имеющих моральных ограничителей. В критических ситуациях такие люди не способны принимать решения морального плана и оказываются банкротами.
Генерал Родионов командовал этой операцией и несет личную ответственность за все происшедшее. Трагедия этого человека в том, что он хороший боевой генерал, понимавший недопустимость использования войск в такой ситуации, представлявший себе возможные последствия. Ему, как человеку, не хватило внутренней независимости сказать: "Нет, товарищи, это не дело военнослужащих, не буду я возглавлять полицейскую операцию. Я военный, и армия предназначена для других целей".
Когда Бюро ЦК Компартии Грузии приняло решение применить силу, разогнать митинг, генерал Родионов, вместо того чтобы отказаться от руководства этой операцией, принял на себя командование. Но даже возглавив операцию, Родионов имел еще немало возможностей не допустить трагического исхода событий. Если бы он эту операцию не проводил как армейскую. Если бы сознавал, что эта операция проводится против собственного народа. По-армейски решительно. Не церемониться! И жестко. Уже во время операции Родионов бросил десантников, хотя не имел права этого делать по приказу министра обороны. Причем - в самую гущу.
Десантники взялись за саперные лопатки. При этом надо иметь в виду, что это не простые десантники, а часть, которая месяц назад вышла из Афганистана.
Считаю происшедшее в Тбилиси преступлением против человечности.
Огонек, 1990