статья Дело семейное, разговор нетелефонный

Иван Горяев, 05.09.2002
Анатолий Лебедько, Борис Немцов

Анатолий Лебедько, Борис Немцов

4 сентября первый замминистра иностранных дел РФ Валерий Лощилин, курирующий отношения с государствами СНГ, передал белорусской стороне новые интеграционные предложения президента Владимира Путина. В письме из Кремля вновь перечислены возможные варианты интеграции: "полная интеграция в единое государство, надгосударственное образование по типу Евросоюза, а также работа по объединению на основе положений действующего Договора о создании Союзного государства". Для "тщательного и всестороннего анализа каждой из этих интеграционных моделей для определения наиболее перспективной" ВВП предлагает президенту Беларуси Александру Лукашенко создать совместную рабочую группу.

По единодушной оценке наблюдателей, позиция Путина с 14 августа не изменилась ни на йоту. Те же три варианта, из которых официальный Кремль готов обсуждать только первые два. Однако Лукашенко публично и жестко отверг их оба - и тот, что предполагает вхождение Белоруссии в Россию "семью субъектами", и вариант объединения по типу ЕС. А вот теперь ВВП, будто не замечая позиции белорусской стороны, вновь демонстрирует готовность к переговорам. Пусть все видят, кто по-настоящему не хочет интеграции. 5 сентября, принимая верительные грамоты у российского посла Александра Блохина, Лукашенко лишь повторил, что Белоруссия "ни под каким давлением" не пойдет на разрушение договора о союзе с Россией.

В день появления "новых старых" путинских инициатив в газете "Советская Россия", а на следующий день в близкородственном ей издании "Завтра" появилась распечатка беседы лидера думской фракции СПС Бориса Немцова с председателем Объединенной гражданской партии Беларуси Анатолием Лебедько, одним из лидеров оппозиции режиму Лукашенко. Основной мотив беседы - поддержка Немцовым и Лебедько путинского варианта объединения обеих стран в союз по примеру ЕС и содействие Немцова в организации конфиденциальных переговоров на эту тему между лидерами белорусской оппозиции и замруководителя кремлевской администрации Владиславом Сурковым. Немцов отреагировал весьма живо: он написал соответствующее заявление генпрокурору, дал негодующее интервью "Независимой газете", а отдельные дружественные Борису Ефимовичу журналисты прямо предположили, что разговоры лидера фракции СПС в Думе прослушиваются не без участия ФАПСИ.

Собеседники Граней.Ру в политологическом сообществе, близкие к президентской администрации, высказали три версии подоплеки этого явно неслучайного совпадения.

Версия первая. Разговор записали спецслужбы Лукашенко. Они же и вбросили текст в две породненные прокоммунистические оппозиционные газеты: вот, мол, смотрите, как "Кремль вступил в секретные переговоры с белорусской оппозицией, делая ставку на свержение Лукашенко" - "любимца белорусов и русских". Это самое простое предположение, и сами коллеги Лебедько толкуют случившееся именно так; однако либеральные СМИ отчего-то указывают на ФАПСИ.

Версия вторая. Текст могли вбросить те, кто до самого последнего времени действительно склонял Путина к взаимодействию с Лукашенко в рамках Союзного договора. "Точкой отрезвления" стали уже упоминавшиеся предложения Путина Лукашенко, озвученные 14 августа. Как стало известно Граням.Ру, этому заявлению предшествовала короткая, но ожесточенная борьба внутри путинского окружения между "ельцинистами" и "питерцами". Представители "старой команды" (в особо жесткой форме - члены ельцинской Семьи и довольно настойчиво - глава администрации Александр Волошин) требовали от главы государства скорейшего согласия на форсированную интеграцию по "схеме Лукашенко". Что, по распространенному убеждению, позволило бы экс-президенту России Борису Ельцину занять пост президента проектировавшегося Союзного государства и резко усилило бы влияние "просемейных" групп в Кремле и Белом доме.

"Вариант Путина" - вхождение РБ в единое государство с Россией "семью субъектами" - заблокировал этот план. По словам осведомленного собеседника Граней.Ру в администрации, "тем самым ВВП жестко провел черту, за которую не готов отступать в своих взаимоотношениях со "старой командой". Президент понимает, что без "старой гвардии" и олигархов он не сможет выиграть выборы с такой же легкостью, как в 2000-м. И он обозначил предел цены, которую за это готов платить".

Тоже ведь версия. Но больно уж малопочтенны и малоэффективны эти "красные PR-площадки" - газеты "Советская Россия" и "Завтра".

Версия третья. Устроители провокации вовсе не сосредоточены на "теме Лукашенко"; они хотели, во-первых, публично зафиксировать самую возможность прослушивать телефонные разговоры лидера думской фракции (для этого прекрасно подходят и "Совраска" с "Завтра"), а во-вторых, "засветить" конфиденциальные отношения Суркова с Немцовым и СПС. Отношения, позволяющие этим двум людям формировать "белорусскую политику" как бы даже и без участия президента Путина. Понятно, что такое разоблачение не будет способствовать росту путинских симпатий к обоим политикам.

Я тебя сожру. Потом. Если захочешь - Грани.Ру, 14.08.2001
ИНФОРМБЮРО: Союз России с Белоруссией

Иван Горяев, 05.09.2002