Инструкция по любви к президенту
За два дня до выборов история еще раз недобро пошутила: 7 сентября - день рождения Виктора Гончара. Желающих отметить его с портретами Гончара и других пропавших у президентской резиденции оказалось немного. Если исключить случайных прохожих и cамих инициаторов пикета, то останутся, пожалуй, одни лишь журналисты. Вопреки расчетам оппозиции, тема эскадронов смерти и политических похищений с последующим исчезновением никого в Белоруссии по большому счету не всколыхнула. Те, кто все давно понимал про Лукашенко, не удивились, те, для кого президент выше подозрений, не поверили, а колеблющихся в Белоруссии за семь лет уже почти не осталось.
Однако президент нервничает. 45 процентов, которые посулили ему социологи, - это, если все по-честному, второй тур. Второй тур, как известно, отличается от первого одним принципиальным моментом: здесь выигрывает не тот, у кого выше положительный рейтинг, а тот, у кого ниже отрицательный. Лукашенко, впрочем, не впервой опровергать законы социологии, политологии и бог знает каких еще наук, однако интуиция подсказывает ему только один сценарий, во имя исполнения которого он готов на все - со свойственной ему открытостью и прямотой.
Задача усугубляется еще и тем, что минимального перевеса ему тоже недостаточно. Победа над Гончариком со счетом, скажем, 51:40, в его обстоятельствах станет формой поражения - общаться с народом, половина которого его не приемлет, ему еще не приходилось. И Лукашенко бросает в бой последние силы. Белоруссия голосует досрочно. Как утверждает власть, такая практика широко распространена во всем мире - досрочно разрешено голосовать тем, кто не может проголосовать вместе со всеми, и никаких подтверждений этой невозможности не требуется. По оценкам власти, за три дня досрочно проголосовали 5,4 процента. По свидетельствам очевидцев, досрочно голосуют целыми селами. Не говоря уж о войсковых частях.
Выпущена и полуподпольно распространяется специальная инструкция в помощь члену избирательной комиссии. Инструкция состоит из десятка страниц, и все они посвящены одной лишь теме: борьбе с наблюдателями. Что не запрещено наблюдателю в избирательном кодексе прямо, объясняет инструкция, следует запретить явочным порядком. В кодексе ведь не сказано, где может находиться наблюдатель? Стало быть, он не может находиться возле избирательных урн и столов комиссии, он не может как ему вздумается передвигаться по участку, ибо такими действиями он создает препятствия избирательной комиссии. В кодексе, конечно, признается право наблюдателя находиться на участке во время подсчета бюллетеней, но, уточняет инструкция, ведь никто не давал наблюдателям право находиться именно там, где считают бюллетени.
Одно наблюдателям можно точно: получать копии протоколов избирательных комиссий. То есть не получать, а списывать самостоятельно и от руки - ибо "множительная техника препятствует работе избирательных комиссий". Потом этими своими клочками бумаги наблюдатели могут подкреплять любой отчет и любой доклад ОБСЕ. И если мир не посмеется над этими правдоискателями, президенту это совершенно безразлично. Он так и сказал за три дня до выборов: ему неважно, признает ли мир их результаты. Важно, как их признает белорусский народ.
Руководитель консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ посол Ханс-Георг Вик, как и подобает дипломату и бывшему разведчику, на прямо заданный вопрос вежливо улыбается. Признает ли ОБСЕ результаты выборов? Не могу сказать, давайте подождем итогов. Но, отвечая уже совсем на другой вопрос, Вик снова улыбается: он рассказывает о том, какие сигналы он уже отправил в ОБСЕ - и про формирование избирательных комиссий, и про досрочное голосование, и про особенности освещения кампании в прессе. Нет, кажется, ОБСЕ ничего признавать не собирается. Не говоря уж об американцах, чей посол Козак не зря, видимо, крепил свой дипломатический опыт в Никарагуа и на Кубе.
Американцы сомневаются в честности и прозрачности выборов. Ну и что? Лукашенко в ответ доходит до каждого белоруса, в чей почтовый ящик совершенно бесплатно ложится свежий спецвыпуск "Советской Белоруссии" со зловещим документом. "Белый аист" - специальная операция по свержению белорусского президента, разработанная МИ-6, БНД и ЦРУ. Как со свойственной ему непосредственностью сообщил президент, он все эти леденящие подробности получил от российских и белорусских спецслужб, извлекших эти сведения прямо из американского посольства в Минске.
Оппозиция о таком задоре может только мечтать. Оппозиция идет к финалу с тем же обреченным выражением лица, с которым и стартовала. Между тем все минские проспекты обклеены оппозиционными приглашениями на послевыборный митинг: "9.09.2001. 20:05. Встретим победу вместе". Поскольку никаких экзит-поллов на европейский манер здесь не будет, а первые предварительные результаты появятся лишь глубокой ночью, что именно намеревается встречать оппозиция, непонятно. Такой победой, видимо, станет известие об оглушительном триумфе. И пусть второго тура не будет - только не по-лукашенковски, а по-белградски. Тем более что, по оценкам тех же социологов, в самом Минске Лукашенко и Гончарик идут вровень. Для революции - маловато. В связи с чем Белоруссия ждет развязки довольно вяло. Разве что случатся иные развлечения вроде намеченного на предпоследний день борьбы парад геев и лесбиянок в поддержку оппозиции и, говорят, заготовленным транспарантом: "Мы любим тебя, президент!". Оппозиция эту помощь уже объявила провокацией КГБ...
Батька уже проиграл - Грани.Ру, 07.09.2001
Статьи по теме
Инструкция по любви к президенту
Лукашенко бросает в бой последние силы. Белоруссия голосует досрочно. По оценкам власти, за три дня досрочно проголосовали 5,4 процента. По свидетельствам очевидцев, досрочно голосуют целыми селами. Не говоря уж о войсковых частях. Выпущена и полуподпольно распространяется специальная инструкция в помощь члену избирательной комиссии.