статья Батька уже проиграл

Виталий Портников, 07.09.2001
Фото AP

Фото AP

Я не очень верю в политические чудеса: проигрыш Александра Лукашенко на выборах президента Белоруссии из их числа. Если вспомнить, что в странах с куда меньшим давлением власти на общество все решал в конечном счете не избиратель, а административный ресурс, становится ясно, насколько просто Лукашенко выиграть даже в том случае, если от него отвернется часть номенклатуры.

Конечно, могут привести югославскую аналогию: накануне последних для нынешнего заключенного Слободана Милошевича президентских выборов в его поражение тоже никто не верил... Но Югославия до Милошевича жила совсем иначе, оппозиция и до победных для Воислава Коштуницы президентских выборов добивалась значительных успехов - в частности, она получила большинство в Белграде и нескольких других крупных городах Сербии на местных выборах и добилась от власти, чтобы та признала ее победу. А кроме того, была война, были бомбежки, и Милошевичу пришлось оставить то самое Косово, из которого он обещал сербам выгнать албанцев. Возможно, многие избиратели могли простить своему президенту некоторый недемократизм, но не могли простить проявление слабости.

В Белоруссии ничего подобного не происходит. Запад не озабочен свержением Лукашенко так, как он был озабочен свержением Милошевича, - иногда даже кажется, что он считает это внутренним делом России. Россия, возможно, и была бы рада избавиться от Лукашенко, но, очевидно, не видит ему никакой альтернативы.

Александр Лукашенко. Фото AP Но на самом деле эти выборы батька уже проиграл. Проиграл хотя бы потому, что оппозиции, до этих выборов страдавшей от амбиций отдельных своих лидеров, разбитой на противостоящие друг другу лагеря, - удалось объединиться и выдвинуть против Лукашенко единого кандидата - Владимира Гончарика. Несмотря на присутствие в избирательном бюллетене белорусского клона Жириновского Сергея Гайдукевича, эти выборы воспринимаются сегодня как противостояние Лукашенко и Нелукашенко - вне зависимости от личных качеств Гончарика, его предвыборных обещаний и коалиционных договоренностей руководитель белорусских профсоюзов выглядит в глазах рядового избирателя просто альтернативной фигурой, человеком, который будет править по-другому.

Стоит напомнить, что на тех же выборах в Югославии Милошевичу помимо Коштуницы противостояло еще два казавшихся сильными оппозиционных кандидата. А на выборах президента Украины объединение ведущих кандидатов от оппозиции в "каневскую четверку" закончилось ее крахом - и оба политика, претендовавшие на место единого кандидата, выступали самостоятельно. В Белоруссии все получилось гораздо цивилизованнее, и это свидетельствует, что уровень политической культуры белорусской оппозиции намного выше, чем уровень политической культуры белорусской власти. Среди противников Лукашенко зарождается понимание того, что только сплоченным противостоянием непредсказуемому и некомпетентному лидеру можно будет добиться его отставки.

На самом деле можно сказать, что сегодня в Белоруссии зарождается то, что так и не состоялось ни в России, ни на Украине, - гражданское общество. Но русским и украинцам были предложены режимы, с которыми удобно идти на компромиссы и которые как бы подразумевают свое будущее перерождение во что-то более похожее на классическую демократию. А белорусский режим не оставляет своему обществу выбора - эта страна вздохнет спокойно только тогда, когда Александр Лукашенко не будет ее президентом.

Нынешняя оппозиционная консолидация прежде всего означает, что все заинтересованные в будущем Белоруссии стороны убедились в наличии выбора, в возможности отыскать фигуру, способную заменить Лукашенко. Если Кремль не захотел вмешиваться в президентские выборы сегодня, это не значит, что он не захочет отыскать нового "интегратора" завтра. Если для Запада Белоруссия не важна сейчас, это еще не означает, что так будет всегда. Но еще недавно казалось, что ничего нельзя сделать. А сегодня возможность появилась.

Тем более что в легитимность будущих выборов никто никогда не поверит. Более того, я даже допускаю, что Лукашенко мог бы победить законно - только он и его окружение просто побоятся реального подсчета голосов. И тем самым оставят возможность оспаривать их в ситуации, когда условия для замены президента Белоруссии действительно созреют.

Инструкция по любви к президенту - Грани.Ру, 07.09.2001
Белорусская игра "Коштуница" - Грани.Ру, 23.08.2001
Россия-Украина (досье Граней.Ру)
Югославия после Милошевича (досье Граней.Ру)

Виталий Портников, 07.09.2001