статья Предвыборная подстава

Вадим Дубнов, 30.08.2001
Активисты ''Зубра'' протестуют против похищения людей. Фото с сайта www.charter97.org

Активисты ''Зубра'' протестуют против похищения людей. Фото с сайта www.charter97.org

На старте предвыборной страды белорусская оппозиция, посетив Москву, интересовалась намерениями Кремля. Кремль, выказав посланцам демократии все свое радушие, уже, видимо, не в силах скрывать свое утомление батькиным режимом, тем не менее развел руками: мы, дескать, все ваши начинания будем приветствовать, но явной помощи не ждите - сами понимаете, после 9 сентября работать-то нам все равно придется с батькой.

Явной помощи никто особенно и не ждал, а посему ждали хотя бы тайной. С непременной развязкой поближе к долгожданному волеизъявлению. И все вроде произошло в полном соответствии с этими ожиданиями. С некоторыми, правда, нюансами.

"Черт его знает, зачем было убирать Диму Завадского", - говорили некоторые его коллеги пару месяцев назад. И в отчаянной надежде допускали: "Может быть, он все-таки жив, и за пару дней до выборов обнаружится - чего тогда будут стоить все разоблачения?" Увы, скорее всего уже не обнаружатся ни корреспондент ОРТ Завадский, ни экс-генеральный секретарь Высшего экономического суда Виктор Гончар, ни экс-министр внутренних дел Юрий Захаренко. Однако, судя по всему, белорусская власть тоже прекрасно понимает, что последние десять предвыборных дней ее линия обороны будет подвергнута самому суровому испытанию. И решила нанести упреждающий удар...

Очередная видеопленка со свидетельствами людей, едва ли лично участвовавших в операции по ликвидации Виктора Гончара, выглядела бы не убедительней прежних разоблачений, если бы ее герои столь открыто не демонстрировали своих должностей в святая святых - КГБ - и даже фамилий - Жерносек и Угляница. Они, как явствует из пленки, располагают признаниями непосредственного участника похищения - солдата СОБРа, который сегодня вынужден скрываться, опасаясь за свою жизнь.

Спустя уже несколько часов после оглашения сенсации на место расстрела и захоронения Гончара, указанное в видеопленке, выехали другие, еще более действующие сотрудники КГБ и показали всему белорусскому народу, что все, рассказанное народу Жерносеком и Угляницей, сущее вранье. Что разбирающихся в технологиях белорусской власти людей нисколько не удивило. "Подстава", - уверенно говорят они, подтверждая свое предположение весьма нехорошей репутацией человека по фамилии Жерносек - такой человек и в самом деле существует, работает в органах и в подобного рода провокациях замечен посвященными людьми не впервые. В связи с чем второго героя пленки, который в минувший вторник, как водится, исчез по пути на работу, включать в трагический список пропавших никто из серьезных наблюдателей, кажется, не торопится.

И если все это действительно предвыборная спецоперация власти, то она неплохо эшелонирована. Экс-генпрокурор Олег Божелко, с именем которого и связывают кампанию нынешних разоблачений и который по этой причине отсиживается в Москве, вдруг объявился в Минске. Однако его долгожданная пресс-конференция, на которой, как он обещал лидерам оппозиции, наконец-то расскажет про Лукашенко и его окружение все, так и не состоялась. А в Минске, где, казалось бы, появляться ему было никак нельзя, он сходил на день рождения к прокурору города, на котором, по слухам, присутствовал самый главный его гонитель, нынешний генпрокурор и батькин серый кардинал Виктор Шейман. Божелко остался цел, невредим и жизнью вполне доволен. В чем на самом деле нет ничего странного, учитывая то обстоятельство, что уголовное дело на него по факту коррупции уже заведено и когда Лукашенко снова станет президентом, ни в какой Москве, как он прекрасно понимает, ему не отсидеться.

Все это могло бы расцениваться исключительно как факт личной биографии экс-прокурора, если бы он не был в некотором роде воплощением всей нынешней драмы. Белорусская элита, даже ушедшая из власти и даже ставшая оппозицией, намертво повязана с режимом - кто возможным уголовным делом, кто участием в таких лукашенковских мероприятиях, после которых в приличном обществе не подают руки. И все вместе - пронизывающей до костей уверенностью, что Лукашенко все равно выиграет. Отчего повторяющиеся через день заверения президента, что до 9 сентября он потерпит, а уж потом воздаст каждому, следует воспринимать не как обыкновенную экзотику, а вполне действенный предвыборный ход.

Надежда оппозиции теперь, кажется, сводится лишь к расчету на президентскую бесшабашность. Сам Лукашенко утверждает, что его нынешний рейтинг - 62 процента. Более реальной, как полагают белорусские социологи, выглядит другая цифра - 43-45 процентов, что, понятно, тоже не сулит оппозиции ничего утешительного. Но Лукашенко хочет победить уже в первом туре, в связи с чем "либеральная" и вменяемая часть его окружения убеждает его ограничиться минимумом и больше 6-8 процентов бюллетеней в избирательные урны не подкладывать. Однако сам президент на компромиссы идти не желает - побеждать так побеждать - и меньше чем на 70 процентов, как говорят, не согласен. И тогда, как надеется оппозиция, будет скандал, выборы признают недействительными и можно будет снова вспомнить Югославию.

Только Лукашенко за пять последних лет уже неплохо научился работать без всякого признания - ему вполне было достаточно России. Ничего такого, что могло бы вывести Кремль из состояния многозначительной безучастности, пока не наблюдается.

Вадим Дубнов, 30.08.2001