статья Лука на оба ваши дома

Вадим Дубнов, 19.06.2001
Дмитрий Завадский. Фото с сайта www.shag.belinfo.com

Дмитрий Завадский. Фото с сайта www.shag.belinfo.com

Президент был, как и положено президенту, кандидатом первым, и руководительницу белорусского ЦИКа он почти по-человечески попросил: вы уж всех этих остальных кандидатов тоже регистрируйте, пусть тоже сходят в президенты. Лукашенко уверен в победе, но очень волнуется. И для того, и для другого имеются все основания. Президент никому не верит. Догадывался ли он, предоставляя всего несколько недель назад трибуну лидеру коммунистов братской Украины Петру Симоненко для разоблачений президента Кучмы, что свой вариант "кассетного скандала" он получит едва ли не в самый день своей торжественной регистрации в ЦИКе?

Белорусским "Гонгадзе" стал оператор ОРТ Дмитрий Завадский. Роль украинского майора Мельниченко, до поры неведомого, сыграли в Минске люди совсем не секретные. На сайте правозащитной организации "Хартия-77" появилось интервью двух следователей из Генпрокуратуры, Случека и Петрушкевича, расследовавших дело Завадского. Дело, как выясняется, было фактически разгромлено еще осенью прошлого года, когда на затерянной метеостанции в Докшицком районе была обнаружена секретная база секретного спецподразделения под руководством командира СОБРа Дмитрия Павлюченко. Положить конец изыскам следователей тогда попытался один из самых доверенных сподвижников президента Лукашенко, тогдашний секретарь Совбеза Виктор Шейман. Но Павлюченко тем не менее был арестован, доставлен на коллегию силовиков в президентский дворец, после чего был из-под стражи освобожден. От должностей же были освобождены генпрокурор Олег Божелко и руководитель КГБ Владимир Мацкевич.

Тогда вообще случилась большая кадровая перетряска среди силовиков: генпрокурором стал тот же Шейман, Совбез прикрыл другой преданный президенту человек, министр иностранных дел Урал Латыпов, и все долго искали в этом большой и предвыборный политический смысл. Все же оказалось куда прозаичнее: заметались следы. А теперь грянуло. И в отличие от дела Гонгадзе, в Белоруссии трагический список куда длиннее, потому что кроме Завадского, как утверждают следователи, по докшицкому следу ушли на Северное кладбище Минска также бесследно пропавшие экс-министр внутренних дел Виктор Захаренко и экс-глава ЦИК и, что важнее, экс-генеральный секретарь Высшего экономического суда Белоруссии Виктор Гончар.

Местонахождение Случека и Петрушкевича, так же, как и в начале истории с Мельниченко, сегодня неизвестно. Однако если украинский майор спасался в Европе, в конце концов обосновавшись в США, белорусские следователи скорее всего обнаружатся совсем в другом месте. Во всяком случае, тот самый отставленный генпрокурор Божелко, ни словом не опровергнувший рассказ следователей, по некоторым сведениям, преспокойно проживает в Москве. Как говорят знающие Божелко люди, он бы никогда не решился на такую рискованную игру, не будучи убежден, что может рассчитывать на серьезные тылы. Какие?

Рассказывают, что в ходе последней встречи глав СНГ в Минске Путин не только не позаботился о коллективном заявлении коллег-президентов в поддержку кандидата Лукашенко, но и в кулуарах его настоятельно увещевал: не стоит, Александр Григорьевич, идти на выборы - если надо, мы вам что-нибудь впечатляющее найдем в наших союзных структурах. Лукашенко призывам не внял.

Даже если такой беседы и не было, она вполне могла бы состояться. Окончательно отказаться от ставки на Лукашенко Москве мешает сегодня только прискорбное отсутствие альтернативы. Белорусская оппозиция за все семь лет пребывания Лукашенко у власти так и не смогла вырастить ему достойного соперника. Все, кто сегодня ему готовится противостоять, в разное время были во власти - и были ею отторгнуты: бывший премьер-министр, бывший губернатор Гродненщины, бывший министр обороны, бывший председатель КГБ... Теперь кому-то из них готов помочь бывший генпрокурор.

Как уверены в Минске, ни одному из кандидатов самостоятельно и даже всем вместе "дела Гонгадзе" было бы не раскрутить. Ответ на вопрос "кто же" звучит словно по-украински: Москва. Но, в отличие от Украины, здесь от этого так просто уже не отмахнуться. Москву за три месяца до наступления очередной эры Лукашенко действительно несколько лихорадит. На кого ставить? Говорят, рейтинги оппозиционеров несколько выросли, хотя в большинстве своем и остаются смехотворными. Каждый из них по прогнозам социологов проигрывает в финале с Лукашенко со счетом почти среднеазиатским. Разве что в дуэли с Чигирем Лукашенко может явить миру некоторое подобие соперничества - 35 против 19. При такой динамике местечко в союзных структурах Лукашенко может не понадобиться еще довольно долго. Хотя Лукашенко продолжает нервничать. Игра с Россией по навязанным им правилам закончилась, главные интеграторы уже не у дел. На телевидение России рассчитывать более не приходится. А известный телепассаж про "этих, с крючковатыми носами" на российских каналах, которые льют грязь на белорусскую власть, из белорусских программ на всякий случай вырезали.

А 20 июня Лукашенко снова едет в Москву...

Вадим Дубнов, 19.06.2001