Казахстанский оппозиционер Галымжан Жакиянов обратился к Назарбаеву с прошением о помиловании
Экс-губернатор Павлодарской области, лидер главного оппозиционного движения страны "Демократический выбор Казахстана" Галымжан Жакиянов обратился к Назарбаеву с прошением о помиловании, сообщает Vokruginfo. Жакиянов находится в заключении около полутора лет, и все это время он категорически отказывался подавать прошение о помиловании на имя главы государства. О том, что опальный губернатор изменил свое решение, стало известно спустя некоторое время после визита в колонию вновь назначенного руководителя главы системы исправительных заведений Казахстана Нурлана Смагулова. По словам свидетелей, Смагулов пообещал еще сильнее "усложнить жизнь" Жакиянову, если тот в ближайшее время не одумается.
Супруга Жакиянова и его соратники по партии давно просили его написать это заявление, хотя для лидера ДВК это более чем вынужденная мера. Дело в том, что близкие Жакиянову люди опасаются за его жизнь. А после смены руководства исправительной системы Казахстана и смены главы правительства (им стал преемник Жакиянова на посту губернатора Павлодарской области Даниял Ахметов) давление на заключенного лидера оппозиции резко усилилось.
2 июля супруга Жакиянова Карлыгаш, узнав о том, что ее муж заразился в колонии туберкулезом, сама направила прошение о помиловании на имя Нурсултана Назарбаева. Свой шаг Карлыгаш Жакиянова объяснила так: "Я понимаю Галымжана, он не хочет писать прошение о помиловании, ибо не считает себя виновным. Но я, как женщина, как его жена и мать его детей, готова сделать все, чтобы его спасти. Я просила президента вспомнить о милосердии". Назарбаев помиловать диссидента по просьбе жены не захотел, и в частной беседе с депутатами парламента намекнул на то, что Жакиянов должен обратиться к нему лично. У лидера оппозиционной партии другого выхода не было - в противном случае ему грозил перевод в туберкулезную колонию, из которой, по словам самих же осужденных, "выходят только ногами вперед".
О перспективе перевода в колонию Жакиянову сообщил лично глава уголовно-исправительной системы Нурлан Смагулов, побывавший с визитом в Кушмурунском лагере. Кроме того, Смагулов выразил крайнее недовольство тем, что Галымжана Жакиянова часто посещают депутаты парламента, им интересуются депутаты Государственной Думы России, российские правозащитники и представители международных организаций. Еще перед этим в Кушмурунскую колонию срочно перевели несколько опасных уголовников, после чего Жакиянов получил анонимную записку с угрозой физической расправы. Для того, чтобы ограничить посещение оппозиционера правозащитниками и иностранцами, администрация колонии внезапно объявила карантин, в связи с чем доступ к Жакиянову был полностью перекрыт.
Карантин, по словам адвоката Жакиянова Елены Ребенчук, носил весьма избирательный характер: "7 августа на территорию колонии зашли судьи и прокуроры, в это время проходили суды по условно-досрочному освобождению заключенных из колонии. А ведь по закону при карантине ни одно физическое лицо не вправе переступить границу колонии. Тем более, если карантин объявлен по дизентерии". "8 августа из колонии освободилось 60 осужденных, с которыми я, безусловно, встретилась. Они подтвердили, что в колонии нет заболевших дизентерией. В медицинском изоляторе находятся 1-3 человека, но с другими диагнозами. Со слов этих осужденных мы узнали о том, что в отношении Галымжана Жакиянова были предприняты попытки провокаций и нападения. Ему угрожали физической расправой с помощью металлических прутьев, о чем он написал соответствующее заявление начальнику колонии и обращение к депутатам парламента. Но до сегодняшнего дня это заявление никуда не вышло. Поэтому 9 числа я подала официально предупреждающее заявление начальнику колонии, где перечислила те события, которые происходили 7-8 числа, и возложила на него всю ответственность за жизнь и безопасность Галымжана Жакиянова", - говорит адвокат.
Об этих и других обстоятельствах рассказал также лидер Компартии республики и депутат казахстанского парламента Серикболсын Абдильдин. Как заявил депутат, дальнейшее нахождение Галымжана Жакиянова в местах лишения свободы сопряжено с огромным риском для его здоровья и безопасности. Кроме адвоката, в начале августа к нему не допустили депутатов парламента Серикболсына Абдильдина и Толена Тохтасынова, а также сенатора Зауреш Батталову, хотя у них были все законные основания для посещения колонии, где назодится Галымжан Жакиянов. А совсем недавно стало известно, что на жизнь лидера ДВК была совершена попытка физического покушения, вследствие чего начальник колонии перевел его в ШИЗО (штрафной изолятор в виде замкнутого пространства, без окон, к стенам прикреплены кровати, которые опускаются в определенные часы, все остальное время люди вынуждены стоять). ШИЗО находится в одном здании с медицинским изолятором. К этому стоит добавить, что в течение полутора месяцев лидер ДВК был вообще лишен права телефонных звонков (как объясняют в колонии - по техническим причинам).
Все это привело к тому, что 3 августа политсовет "Демократического выбора Казахстана" обратился к своему лидеру с настоятельной рекомендацией все же написать прошение о помиловании, считая, что в сложившейся ситуации никакая другая мера не способна обеспечить безопасность Галымжана Жакиянова. Жакиянов практически мгновенно эту рекомендацию выполнил.
По мнению президента Ассоциации Социологов и Политологов Казахстана Бахытжамал Бектургановой, "Назарбаев угодил в им же самим расставленную ловушку. Когда он, отбиваясь от международного общественного мнения, говорил, что может помиловать политзаключенных, если они обратятся с прошением о помиловании, он вряд ли ожидал, что Жакиянов пойдет на это". Бектурганова заявляет, что теперь у Назарбаева нет причин держать Жакиянова в заключении. "Он будет вынужден освободить его. Основной вопрос сейчас - откажется ли Жакиянов от публичной политической деятельности, как это сделал несколькими месяцами ранее другой лидер ДВК Мухтар Аблязов, или будет продолжать начатое? Делать вывод о том, что Жакиянова сломали, основываясь исключительно на прошении о помиловании, было бы преждевременно. Жакиянов, не тот человек, чтобы загубить свою политическую карьеру под влиянием эмоций. С этой точки зрения прошение о помиловании представляет собой лишь начало новой многоходовой комбинации молодого политика", - говорит президент ассоциации.