На Западе начинается кампания против дела "ЮКОСа"
В пятницу группа английских инвесторов во главе с бывшим акционером ЮКОСа, экс-представителем России в МВФ Константином Кагаловским заявила о готовности выкупить долги "ЮКОСа" перед бюджетом в обмен на право приобрести контрольный пакет акций компании. Как пишет в субботу "Коммерсант", письмо консорциума не является деловым предложением – это сообщение российским властям о начале на Западе политической кампании против дела "ЮКОСа" и роли в нем Кремля.
Как пишет газета, само письмо должно восприниматься в администрации президента как оскорбление. Подписано оно Джорджем Миллером, главой английской компании International Waste Management Sistems, основной бизнес которой - очистка систем стоков свиноферм в Англии. Само предложение Миллера выглядит для российской власти достаточно вызывающе. Схема, предложенная консорциумом совершенно не соответствует ни российскому законодательству, ни заявлениям властей России, включая президента, об отсутствии в деле "ЮКОСа" политической составляющей. Однако она никак не противоречит практике работы силовых органов. Миллер, по сути, предлагает Путину вывести в публичную сферу те закулисные переговоры, которые велись представителями властей с акционерами "ЮКОСа" в последние два месяца.
Несмотря на сомнительную реализуемость плана "консорциума Кагаловского", само письмо стоит рассматривать серьезно. PR-консультант консорциума – Luther Pendragon – весьма влиятельная компания. В ее наблюдательный совет входит известный английский лоббист сэр Кеннет Уоррен, а в июне ее партнером стал Майк Греннет – глава департамента внешних связей правительства Великобритании. Имя Кагаловского также хорошо известно на Западе. Судя по всему, игнорирование обсуждения письма консорциума будет стартом кампании против позиции российских властей в деле "ЮКОСа".
Она, по сути, уже началась. В пятницу посол Великобритании в России Родерик Лайн, обычно дистанцировавшийся от внутрироссийских дискуссий, прокомментировал СМИ письмо Миллера. Он заявил, что консорциум – "частная инициатива", но отметил, что необходимо учитывать интересы акционеров и кредиторов "ЮКОСа" в решении конфликта вокруг компании. А посол США в России Александр Вершбоу совершил демонстративный визит в офис "ЮКОСа", где встретился с главой компании Стивеном Тиди.
По мнению газеты, то обстоятельство, что письмо группы инвесторов уже получило международный резонанс, возможно, заставит Кремль хоть как-то обозначить свою позицию.
Справка
Письмо частных инвесторов к Владимиру Путину
Финансово заинтересованные лица готовы заплатить долги "ЮКОСа" и в случае необходимости выплатить сумму, которую требуют от Михаила Ходорковского.
Reuters, 23.07.2004
Дословно
Борис Березовский
(О "письме консорциума" с предложением оплатить задолженности "ЮКОСа" в обмен на акции Михаила Ходорковского)
Я считаю, что это предложение - виртуальное. И вот почему. Многие из тех, кто привык думать, поняли, что идет разгром, и этот разгром также мотивирован виртуально, - вроде того, что налоги какие-то не платятся... ну, бред полный. А действия - вполне реальные: человек в тюрьме сидит, компания разгромлена или громится.
Так что это "письмо консорциума" я рассматриваю, как попытку играть на той же поляне, что и враг. А враг, враг созидания - это, безусловно, Кремль. Шайка мародеров настоящих. И у какой-то группы людей возникло мнение, что виртуально надо и отвечать на действия Кремля.
Кремль же, а если конкретно - Путин и бандиты рядом с ним, - ставят цель забрать все себе. Прикрывают все это дело они пиаром. То что они говорят, совершенно не соответствует тому, что они делают. Вспомним ярчайший пример: Путин говорил ведь, что не "будем банкротить компанию". И акции "ЮКОСа" тогда стремительно полетели ввысь. А что теперь происходит? Ясно, что они просто пытаются заработать на изменении курса акций.
Это "письмо консорциума" - столь же виртуально, как и заявления власти. И, как мне кажется, подобный ответ власти не эффективный. Тем более, что послание это без подписи, и не совсем понятно, кто за ним стоит. Есть сообщения о Константине Кагаловском? Но меня совершенно не интересуют сообщения из Москвы. Все, что говорят оттуда, - в большой степени продукт ФСБ. Есть подпись Джорджа Миллера? Хорошо. Это для нас что-то вроде Иванова Ивана Ивановича.
Грани.Ру, 23.07.2004
Константин Кагаловский
(О консорциуме инвесторов, готовых погасить долги "ЮКОСа")
Ответственно заявляю, что акционеры "МЕНАТЕПа" не имеют никакого отношения к консорциуму. Все участники нашего консорциума - не русские и никаких интересов в России на настоящий момент не имеют. Инвесторы не преследуют никаких политических целей. Наша единственная цель в этой сделке - заработать денег. Свобода Михаила Ходорковского не является условием сделки. Инвесторы готовы возместить материальный ущерб, в нанесении которого обвиняют Ходорковского и Лебедева. Но единственное, для чего они готовы это сделать, чтобы суд снял арест с принадлежащих Ходорковскому и Лебедеву акций, о намерении приобрести который говорится в письме инвесторов.
Газета.Ру, 23.07.2004
Константин Кагаловский
(О консорциуме инвесторов, готовых погасить долги "ЮКОСа")
Эти инвесторы не являются акционерами "ЮКОСа", и никогда дела не имели дела с этой компанией. Я же себя позиционирую как бывший миноритарный акционер НК "ЮКОС"...
Мы как группа финансовых инвесторов готовы погасить задолженность НК "ЮКОС" и при необходимости возместить ущерб, который инкриминируется лично Ходорковскому. Акции группы "МЕАТЕП" или Ходорковского и его партнеров были арестованы судом в обеспечение этого материального ущерба, если ущерб погасить, то нет никаких оснований держать акции под арестом.
Мы надеемся, что у нас будет возможность эти акции купить, если, конечно, Ходорковский в этом случае согласится их продать... мы как финансовые инвесторы в управлении компанией не особо заинтересованы, поэтому рассчитываем на дружбу и помощь правительства РФ.
Если мы купим контрольный пакет компании, то хотели бы предложить правительству сформировать половину Совета директоров, назначить председателя Совета директоров компании, и хотели бы согласовывать все назначения топ-менеджеров компании с правительством и министерством топлива и энергетики. Мне кажется, это идеальный вариант, который позволяет спасти компанию от банкротства и решить все проблемы. Я надеюсь на положительный ответ президента, так как президент не так давно обозначал позицию, что он не заинтересован в банкротстве компании.
"Эхо Москвы", 23.07.2004