В СИЗО к Ходорковскому не пустили депутата Госдумы
Депутат Госдумы от 224 эвенкийского избирательного округа Олег Столяров в пятницу попытался посетить в СИЗО "Матросская тишина" экс-главу НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Как сообщает NEWSRU.com со ссылкой на Интерфакс, Столяров собирался расспросить Ходорковского об условиях его содержания, поскольку об этом его не раз просили избиратели. "Ходорковский много раз бывал в Эвенкии, его там все знают", - пояснил депутат. "ЮКОС" обладает лицензией на разведку и добычу нефти в этом регионе.
По словам Столярова, ранее он направил депутатский запрос в Генпрокуратуру с просьбой о разрешении на посещение, однако в течение недели ответа не получил, после чего предпринял самостоятельную попытку встретиться с Ходорковским. "Несмотря на то, что депутаты Госдумы и члены Совета Федерации так же, как и генпрокурор, председатель правительства и президент, обладают правом беспрепятственного доступа к лицам, содержащимся в местах лишения свободы, руководство СИЗО "Матросская тишина" не разрешило мне посетить Ходорковского", - сказал Столяров.
По его словам, директор СИЗО Эдуард Мухин встретил его очень любезно. "Около двух часов мы с ним беседовали, пили чай, он мне показывал старые и новые камеры, спортзал, однако заявил, что до сих пор не было такого прецедента, чтобы кто-либо посещал заключенных без разрешения следствия", - отметил депутат.
Как пояснила адвокат предпринимателя Карина Москаленко, право беспрепятственного доступа к заключенным предоставлено народным избранникам законом "О статусе депутата" и законом, регламентирующим содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых. "Подобный прецедент уже создан. Я как адвокат много лет хожу с депутатами в СИЗО и колонии", - сказала Москаленко, отметив, что, на ее взгляд, сегодняшний отказ пропустить депутата к Ходорковскому вызван противодействием Генпрокуратуры.
Комментарий
Стоит заметить, что как раз в этом случае никаких нарушений сотрудники "Матросской тишины" не допустили. Во-первых, закон о статусе депутата, на который ссылается Карина Москаленко, не содержит никаких указаний на депутатское право "беспрепятственного доступа к заключенным". Депутат имеет право на получение информации - да. В том числе и от должностых лиц всех ведомств, - направив соответствующий запрос. Однако депутат Столяров оказался слишком нетерпелив и, послав запрос в Генпрокуратуру, через неделю отправился в СИЗО самостоятельно. Между тем в законе ясно написано: "Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок". Так что ответ депутат еще получит - с рассказом об удовлетворительных условиях содержания Ходорковского.
Есть в законе и другая статья - не допускающая вмешательство депутата в "оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность". А чем, как не попыткой вмешаться в производство по делу, должен был счесть директор СИЗО Мухин визит депутата Столярова? Ведь пусти он депутата к заключенному Ходорковскому - тот бы, пользуясь депутатской неприкосновенностью, такого на волю вынес! И прямиком в Эвенкию - к главному подельнику Ходорковского Шахновскому. Так что, как ни крути, директор Мухин безусловно прав. И закона не нарушил. Да еще и "встретил любезно". А госпожа Москаленко, говоря о существующих прецедентах, видимо, имела в виду свой собственный опыт посещения заключенных в сопровождении депутатов, что допускается законом - с письменного разрешения дирекции СИЗО.
Справка
Закон о статусе депутата Совета Федерации и Государственной Думы
Статья 18 Недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов
Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
Справка
Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине.
Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания предоставляются: с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении им ордера соответствующего адвокатского образования; с представителем профессионального союза или другой общественной организации, являющимся защитником, - по предъявлении соответствующего протокола; с иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении определения суда или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность (часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.