статья Как дать власти шанс?

Александр Осовцов, 14.06.2005

"Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда праведного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный..."
Аввакум, 1.3-1.4

Иудейский пророк, понятно, обращался к Всевышнему. В давние времена убеждение, что власть от Бога, было общепринятым. Бунтовщики и заговорщики вынуждены были иметь в своих рядах самозванца (Лжедмитрия – одного, второго; "Петра III" - Пугачева) или использовать в своих целях мнимые либо реальные нарушения престолонаследия (объявление Петра I "подменным царем", коллизия с Константином Павловичем и т.п.). Пока идея богоданности власти миропомазанника господствовала в сознании значительного большинства людей, населявших Россию, империя как система была вне опасности. В этом смысле она рухнула не в 1917-м, а лет на сорок раньше, когда террористы гоняли царя-освободителя как крысу и никто, даже сторонники самодержавия, не впадал в шок от этой картины. В головах коренится не только разруха - власть тоже.

В начале XX века уже было понятно, что власть сильно зависит от того, как народ к ней относится. В августе 1914-го значительное большинство населения и политического класса поддержало Николая II в его решении вступить в войну - исключением была кучка маргиналов. В марте 1917-го соотношение было прямо противоположное. Действительно, трудно было не осознать взаимосвязь между качеством руководства и качеством жизни народа, особенно на фоне войны, когда достижения и провалы выглядят особенно рельефно.

Но неужели для понимания таких простых вещей нам нужно пережить военную или экономическую катастрофу? Вопрос не риторический. Недавно я прочитал, что, по данным социологических исследований, большинство россиян не фиксирует для себя зависимости между тем, как они голосуют на выборах, и тем, как они живут. Не видят взаимосвязи между победой на выборах офицера тайной полиции и засильем других офицеров полиции – тайной и явной – в их повседневной жизни. А какое еще государство может быть в голове у такого президента, кроме полицейского? А что у президента в голове, то, по нашей исторической традиции, в стране и есть. И если на парламентских выборах побеждает партия криминализованной и коррумпированной бюрократии, то разве логично жаловаться на то, что от бюрократов житья не стало?

Примеров такого рода взаимосвязи можно найти очень много. Вот, скажем, в этом году затеяли два новых госканала ТВ – армейский "Звезда" и иновещательный Russia Today. Нужна ли нам пропаганда российской армии внутри страны и российской жизни в англоязычных странах? Видимо, граждане смотрят на этот вопрос по-разному. Но уверен, что если бы их спросили, хотят ли они, чтобы все это было вместо помощи социально незащищенным, студентам и т.п., то соотношение голосующих "за" и "против" существенно изменится не в пользу "за", особенно если объяснить, что цена этой пропаганды немалая – от многих десятков до нескольких сотен миллионов долларов в год.

Александр Осовцов. Фото Граней.РуИли возьмем самый обсуждаемый случай – дело "ЮКОСа". Вроде бы есть люди, считающие, что отъем этой компании у Ходорковского и его партнеров – дело хорошее. Я не знаю, что выигрывают эти люди от того, что собственность перешла в руки Путина, Сечина и Богданчикова. Будет любопытно посмотреть, станет ли бюджет после этого получать больше налогов, а если станет, то компенсирует ли это потери от оттока капиталов из России и сворачивания фондового рынка. Но я совершенно точно знаю, что сама операция по смене собственника – труд тысяч следователей, дознавателей, налоговых инспекторов, судей и т.п., самолеты в Новосибирск и обратно и т.д. - была оплачена из нашего общего кармана, то есть из бюджета.

Я не уверен, что даже те, кто в этой эпопее поддерживает власть, отказались бы вместо наезда на "ЮКОС" получить эти деньги в виде пенсий, пособий и стипендий – а это тоже миллионы. Я хочу, чтобы они задумались над тем, что только арест Ходорковского в Новосибирске, а не в Москве обошелся им в миллион рублей минимум. Вам нравится, как власть расходует наши деньги? Почему было не дать ему вернуться в столицу за собственный счет и не арестовать на два дня позже? Басманный суд за это время мог передумать давать санкцию на арест? Нет, просто, видимо, бюджеты у них такие, что эти деньги – мелочь, а главное, за разумность и целесообразность их расходования никто не спрашивает.

Да и о каком спросе в этих ситуациях говорить, если выжившие жертвы терактов и близкие тех, кто не выжил, вынуждены годами судиться с правителями России, пытаясь добиться небольших прибавок к пенсиям и компенсациям. Вряд ли общие расходы на компенсации жертвам "Норд-Оста" сильно превысили затраты на газ, которым их травили. Но газ был нужен, чтобы отрапортовать, что террористы побеждены, и получить звезды героев. А кому нужны эти людишки? Одни расходы, а деньги самим пригодятся.

Оцениваем ли мы по достоинству такой ход мыслей, и если да, то почему нас держат за крепостных? И разве не ясно, что крепостные и жить должны как крепостные? Ведь ничего другого мы и не заслуживаем. Осталось только заграничные паспорта отменить – и опять будет "вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Никто случайно не помнит, когда там он по календарю?

В старом анекдоте Всевышний ответил еврею, жаловавшемуся на отсутствие удачи вообще и в лотерее в частности: "Купи хоть раз лотерейный билет! Дай мне шанс!". Даже он не настолько всемогущ, чтобы послать выигрыш тому, кто не купил билета. А мы думаем, что наша власть еще сакральнее, и ждем от нее милостей, даже не сообщая ей, чего хотим. Мы дважды выбрали президента, который не удостоил нас чести сообщить программу своих действий. При этом во второй раз за несколько дней до выборов он еще и назначил нового премьера, о котором мы только это и знали. А в Думе конституционное большинство имеет партия, о которой тоже известно только то, что она "вместе с президентом". Круг замкнулся.

Как его разомкнуть? Мы все должны осознать, что наша власть – это наш собственный выбор, причем в этом выборе нет ничего священного - это всего лишь наем работников. В ходе переписи населения Николай II в графе "род занятий" указал "хозяин Земли Русской", а Владимир Путин – "оказание услуг населению". Может быть, царь был искренен, а президент лукавил. Но если искренность не помогла, то значит, выгоднее нас обманывать? А мы что, и здесь не видим никакой взаимосвязи? Это ведь очень нетрудно понять – только та власть имеет шансы быть эффективной, которая объясняет, что она планирует делать, как и за сколько. И тогда нам останется через определенный срок решить, насколько хорошо она, власть, выполнила свои обязательства. И стоит ли продлевать этот трудовой договор. И все. И Всевышний тут ни при чем. Его надо просить о том, чего сами не можем сделать.

Александр Осовцов, 14.06.2005