Путин: Мы испытываем к Грузии и грузинам особые чувства
Владимир Путин считает заявления президента Грузии Михаила Саакашвили по российско-грузинским отношениям позитивным сигналом, сообщает РИА "Новости". Открывая саммит, президент России отметил, что заявления, сделанные Саакашвили в Грузии, за границей и в ходе визита в Москву, - это "позитивный сигнал, направленный на возрождение российско-грузинских отношений". "Мы испытываем к Грузии и грузинам особые чувства, - подчеркнул Путин. - Мы всегда идем навстречу Грузии, практически по любому вопросу". Он подчеркнул, что это касается "и реструктуризации задолженности Грузии перед РФ, и поставок энергоносителей". Путин напомнил, что когда в позапрошлом году случилась авария на Ингури ГЭС, Россия, "которая сама испытывала сложности на юге страны, тем не менее ограничила свои потребности и увеличила подачу электроэнергии в Грузию".
Михаил Саакашвили заявил в ответ: "Я вам прямо скажу, я приехал для того, чтобы с вами подружиться". По его словам, Россия - великая держава. "Грузия же маленькая страна, и у нас свои интересы, своя гордость, но наша история связана с Россией", - подчеркнул Саакашвили. "Мы надеемся, что все вопросы будут решены - может быть, не сразу, но постепенно", - сказал президент Грузии.
Перед встречей с Путиным Михаил Саакашвили помолился в грузинской церкви в Москве за благополучие сегодняшних переговоров с Путиным.
Как подчеркнул Саакашвили, он "очень благодарен за предложение посетить Москву". "Давно хотел приехать и очень хотел, чтобы первый большой политический визит был именно в Москву", - заявил он. "В Грузии все с надеждой смотрят и на мой приезд, и на ваши действия, и на конкретные шаги, которые Россия делает навстречу Грузии", - отметил Саакашвили. "Мы буквально на каждом шагу чувствуем ваше гостеприимство, и грузины, которые живут в России, также очень благодарны за теплоту и гостеприимство, которое российский народ им оказывает", - сказал грузинский лидер. По его словам, настрой простых людей и к русскому народу, и лично к Владимиру Путину "очень, очень позитивен". "Хотелось бы, чтобы все трудности остались в прошлом", - подчеркнул Саакашвили.
Справка
Замужество царицы Тамар (Начало российско-грузинских отношений)
Когда собор подходил к концу, вошли вместе спасалары и эриставы царства и доложили отцам о необходимости общими усилиями добиться введения в царский дом жениха для Тамар. Это и было сделано. Собрались перед царицей Русудан и, по единогласному решению, отправили какого-то человека в русское царство, ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию. А это они нехорошо сделали, потому что и человека не послали достойного такого поручения, и того они не ведали, кого он должен был привезти.
После известного времени прибыл посланный и привез человека весьма родовитого, сильнее всех царей той страны, и лицом тоже не неподходящего. Когда его увидели, всем он понравился, потому что ничего не ведали об его нравах. Собрались перед царицей Русудан патриарх и дидебулы, спаспеты и эриставы, дали знать Тамар, предлагали ей соединиться брачными узами, торопя ее в этом. А она отвечала: "Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродного человека, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о его природе и ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его".
Но они оказывали ей сопротивление, говорили о бездетности, сокрушались по поводу бесплодия ее дома, требовали себе предводителя войск и всячески стесняли ей душу. Таким образом, они походили на оленя по обыкновению видеть только лицо; подобно слону, они не разглядывали того, к чему они прислонялись, и всячески стесняли ей душу и брались за такое трудное дело легкомысленно.
Что много говорить, после долгих пререканий и помимо ее воли справили свадьбу. Продолжительное время пребывали они в веселье, таком, какое соответствовало важности дела. Немного дней спустя исполнилось предсказание Тамар. У русского стали обнаруживаться скифские нравы: при омерзительном пьянстве стал он совершать много неприличных дел, о которых излишне писать, чтобы мой рассказ не затянулся.
Два с половиной года, как наковальня, терпела бодрая духом Тамар пороки русского, но уже никто другой не мог этого терпеть. Стали все сокрушаться, вместе с тем испытывая стыд перед Тамар за прежние свои пререкания с ней. А мудрая Тамар стала искать много разных средств для его исцеления; много раз обращалась к нему через достойных монахов с увещеваниями, хоть и совсем не впрок шло это русскому. Поэтому, наконец, сама лицом к лицу стала обличать его. Но русский еще более рассвирепел, как человек, с которого содран Богом спасительный покров, как о том гласит писание: "Врачевали мы Вавилон, но не исцелился". Не только не уразумел советов, но стал совершать еще более губительные проступки; он даже подверг без причины избиению почетных людей и пыткам путем вырывания у них членов. Все это невыносимо стало и для Тамар, и сказала она ему в присутствии всех так: "Хоть и научена я законом Божьим, что нельзя покидать первое брачное ложе, но с человеком, который не будет сохранять это свое ложе в чистоте, не следует терпеливо оставаться, потому что он предает поруганию храм Божий. И я не в силах выпрямить тень кривого дерева и, не имея за собою вины, отряхаю и пыль, которая пристала ко мне через тебя".
Сказала она это, встала и покинула его. А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть, причем он был несчастен не столько ввиду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар.
Жизнь царицы цариц Тамар, XVI—XVII вв.
Дословно
Михаил Саакашвили
Мы протянули руку дружбы. Это была инаугурация президента Грузии, на самом деле необычный жест для грузинского президента, потому что в течение всех этих лет, если спросить общественное мнение Грузии - кто виноват, что у нас были войны, что была разруха, очень многие отвечали, что в этом виновата Россия и все. Так что, когда была инаугурация, было около 20 министров, глав делегаций разных стран, в том числе очень значимые: российский министр иностранных дел, Колин Пауэлл приезжал из Америки и другие лица. Я сказал, что мы протягиваем руку дружбы России, десятки тысяч людей, которые собрались на проспекте Руставели в тот день, неожиданно для меня зааплодировали именно в этом месте моего выступления. И это было очень знаковым примером для нас, потому что оказалось, что грузины готовы, хотят преодолеть инерцию прошлого, они хотят дружить с Россией. Кстати, интересно, что почти ни один из российских телеканалов этот мой жест не показал. Показали по CCN, по BBC я смотрел, мы так мельком видели.
Действительно, отношения наши нельзя назвать нормальными. Не то, что теплыми, но даже нормально-прохладными. Это были просто ужасные отношения. И когда мы говорим о том, что надо, чтобы были нормальные хорошие отношения, в первую очередь мы говорим, что нужно преодолеть психоз, который был и до сих пор существует на уровне импульсивности, на уровне эмоций в наших отношениях. Для многих русских Грузия находится где-то в сентиментальном краю их сердец, и это очень важно для нас. Потому что существует единое человеческое пространство, нас объединяет культурное пространство, общая история, язык, вера, православие.
(О возможностях выдачи России подозреваемых боевиков)
Наш генеральный прокурор приехал, в первую очередь, для того, чтобы не осталось вопросов с тем, что касается выдачи любого гражданина или жителя России, или любой страны, который подозревается в совершении терактов на российской территории. У нас были эти обвинения, в прошлом они были обоснованы. Но люди, которые подозревались в совершении терактов в Москве, были выданы, в том числе очень знаменитые фамилии. Сейчас мы говорим, что если кто-то остался, давайте нам список, мы их разыщем или если мы их не разыщем, давайте вы нам поможете разыскать, приезжайте вместе их разыщем, если они где-то еще находятся, давайте вместе будем их выдворять из Грузии. Слава богу, если вы их заберете, чем быстрее мы от них избавимся, тем более защищенным будет чувствовать себя любой наш гражданин. Но если даже Россия их не заберет, если у нас будет информация, что кто-то обвинен в терроризме, мы будем его сажать, мы будем его судить. Потому что Москва находится гораздо дальше от российско-грузинской границы в районе Чечни, чем столица Грузии - Тбилиси, которая в 2,5 часах езды от границы и любой из наших граждан гораздо более незащищенный и ближе ко всем этим событиями. Я в первую очередь исхожу из их интересов, мы действительно хотим избавиться от всех подозрительных лиц.
(О выводе российских баз с территории Грузии)
Сначала генералы говорили 11-15 лет, потом 7-9 лет, позавчера я слышал 5-7 лет. И как говорил известный литературный герой – торг тут совершенно неуместен. Эти базы должны выйти. На самом деле люди не представляют, что такое эти базы. Это больше чем 3 тысячи человек, из них большая часть 2 тысячи с чем-то это местные грузины, контрактники с российскими паспортами. То есть 500-600 реально российских офицеров и нам говорят – дайте нам 500 млн. долларов, чтобы их вывести, то есть по миллиону на душу. Мы им говорим – для России (и Минобороны это признает), эти базы не представляют никакой военной значимости, никакого стратегического долгосрочного значения. То есть речь идет об эмоциональных вещах и о гарантиях безопасности России. Мы говорим – давайте создавать другие гарантии безопасности России. Давайте решать, по пунктам пройдем, какие интересы у России – чтобы третья сторона не вошла, мы сразу заявляем – ни одна третья сторона туда не войдет, не заполнит этот вакуум. Второй интерес – российские границы должны быть защищены. Давайте вместе их защищать. Не устраивают вас наши пограничники, будем делать совместные патрули, совместные наряды, совместные даже заставы организовывать, чтобы вы себя не чувствовали незащищенными. Недостает информации – пусть спецслужбы через официальные каналы обмениваются информацией. Но естественно, мы независимая страна, все должны уважать независимых соседей. Но можно общаться с независимыми странами и иметь там большое влияние.
(О президенте Путине)
Я его не знаю лично, но он меня очень впечатлил много раз, я сказал, что даже в некоторых вопросах можно набраться опыта у него и перенять кое-что. Главное, что я думаю, что это очень искренний откровенный человек.