ФСБ подтверждает: спецназ ГРУ убил невинных людей
На процессе по делу четырех сотрудников спецназа ГРУ, который проходит в Ростове в Северо-кавказском окружном суде, допрошены шесть пострадавших. Как передает корреспондент РИА "Новости" в четверг из зала суда, для дачи показаний из Чеченской республики в суд прибыли родственники погибших.
Военнослужащие войсковой части 87341 - капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин, майор Алексей Перелевский - обвиняются по статьям "убийство" и "превышение должностных полномочий".
В суд для участия в заседании прибыли родственники погибших. Так же, как определено судом, после допроса родственников каждого погибшего будут оглашаться заключения судебно-медицинской экспертизы.
В рамках заседания представители гособвинения также озвучили документ - справку, согласно которой все погибшие не являлись участниками вооруженных формирований. Как пояснил представитель гособвинения, эта справка была предоставлена ФСБ.
Согласно материалам уголовного дела, 12 января 2002 года в Шатойском районе Чечни группа военнослужащих (ее командиром был капитан Ульман), находясь в разведке, обстреляла "УАЗ", в котором находилось шесть человек. При обстреле один человек погиб, двое получили ранение. Раненым была оказана первая медицинская помощь, после чего Ульман связался по рации с оперативным дежурным Перелевским и сообщил о сложившейся ситуации. Через час Перелевский передал Ульману приказ командования расстрелять всех пассажиров "уазика". Людей отвели к заброшенному зданию и сказали: "Идите, вы свободны!". После чего открыли в спины уходящим огонь. Все погибшие были мирными жителями: директор школы, завуч, лесник, водитель, женщина-инвалид и сопровождавший ее молодой человек.
Обвиняемые утверждают, что имело место "непреднамеренное убийство", в котором "виноваты сами чеченцы".
Трехдневный перерыв в процессе был объявлен из-за состояния здоровья одного из обвиняемых.
Следующее заседание суда назначено на понедельник, 24 ноября. Перерыв был объявлен в связи с тем, что на заседании не мог присутствовать представитель гражданского ответчика. Предполагалось расссмотреть вопрос о компенсации семьям погибших материального и морального ущерба. Материальные иски колеблются от 50 до 120 тысяч рублей, а за возмещение морального вреда родственники каждого из погибших требуют по 1 млн долларов.
Комментарий
Главный аргумент защиты: Ульман выполнял приказ. Контраргумент содержится в Уголовном кодексе РФ (ст.42, п.2): "Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность". Близкая по смыслу норма есть и в Законе РФ "О воинской обязанности и военной службе". Уместно напомнить и нормы международного права. В Уставе Международного военного трибунала в Нюрнберге (ст.8) сказано: "Тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал, признает, что этого требуют интересы правосудия".
Защита утверждает: Ульман поверил в осведомленность вышестоящего командования, принявшего после изучения документов решение ликвидировать пассажиров "уаза", и не усмотрел в приказе ничего незаконного. Речь, заметим, идет об офицере элитного подразделения Вооруженных сил, что подразумевает и определенную правовую подготовку. Трудно поверить, что офицеров ГРУ учат только кирпичи об голову разбивать и бездумно открывать огонь по всему, что движется. Ульман безусловно был осведомлен о таком правовом понятии, как "преступный приказ". Про человеческое в человеке, про то, что не позволяет стрелять в безоружных, беззащитных людей, в данном случае говорить не приходится. И без всякого судебного разбирательства ясно, что Ульман и его подчиненные - хладнокровные убийцы. И, увы, немалое число граждан ставит крутому спецназу в заслугу именно готовность убивать кого бы то ни было без малейшим внутренних колебаний. Прикажут Ульману убить ребенка - убьет. Универсальный солдат. Универсальность эту хорошо оттачивать на территории беспредела, на таком полигоне насилия и беззакония, каким уже десятый год является Чечня. Удивительно, что такие "солдаты" вообще попадают на скамью подсудимых. Пренебрежение к жизни гражданских лиц в Чечне общеизвестно. Ульману, как и Буданову, не повезло в том, что их подвиги стали достоянием прессы. Так бы ходить им и по сей день в героях.
Пока не очевидно, будет ли суд выяснять, кто же был тот вышестоящий начальник, что отдал приказ убить мирных жителей. Установлено, что майор Перелевский лишь передал волю командования. Без этого полковника или генерала скамья подсудимых неполная.
Справка
Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", ст. 37, п. 3
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.