Генпрокуратура: Ни о каком допросе священнослужителя речь не идет
Духовник сотрудника ЮКОСа Алексея Пичугина получил разрешение на свидание со своим духовным сыном. Об этом сообщает "Эхо Москвы". Процедура оформления разрешения заняла не более 5 минут и около получаса назад отец Иоанн покинул здание прокуратуры. Между тем адвокаты Алексея Пичугина опасаются возможных действий прокурорских работников относительно отца Иоанна.
Утром во вторник Генпрокуратура опровергла сообщения, будто духовник Алексея Пичугина отец Иоанн был вызван 21 октября на допрос. Как пояснила "Эху Москвы" официальный представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова, ни о каком допросе речи не идет. По ее словам, священник действительно приглашен к полудню в Генпрокуратуру, но приглашен для того, чтобы получить разрешение на свидание со своим духовным сыном, арестованным сотрудником "ЮКОСа" Алексеем Пичугиным.
По данным "Коммерсанта", изначально отца Иоанна пригласили в Генпрокуратуру на десять часов утра вторника, но он попросил перенести время на полдень: до этого он должен быть в церкви.
Как рассказала "Газете" адвокат Алексея Пичугина Татьяна Акимцева, в тюрьмы к осужденным священнослужители приходят, а вот в следственные изоляторы - нет, поэтому "существует целая процедура заявлений о таком визите". Просьбу вначале пишет подзащитный, передает через адвоката, пояснила она, а затем уже священник пишет прошение в прокуратуру на имя следователя.
Как пояснила Акимцева, две недели назад отец Иоанн решил посетить господина Пичугина в "Лефортово". "Отец Иоанн знает Алексея Пичугина уже более десяти лет, он его духовный наставник и, можно сказать, друг семьи. Он венчал их с супругой, крестил ребенка, освящал дом, Алексей ходит к нему исповедоваться. И, конечно, узнав, что его духовный сын хочет повидаться с ним, отец Иоанн тут же обратился в Генпрокуратуру с просьбой разрешить свидание". Похоже, лучше бы священник этого не делал, отмечает издание. В понедельник отцу Иоанну позвонил следователь Юрий Буртовой и попросил того прийти в следственное управление Генпрокуратуры.
Акимцева посоветовала отцу Иоанну не ходить в прокуратуру и посоветоваться со своим руководством. "Однако отец Иоанн человек очень принципиальный. Он сказал мне, что уверен в невиновности и порядочности Алексея Пичугина и именно поэтому хочет пойти на допрос, чтобы все это объяснить следователям. Он искренне верит в справедливость и не понимает ошибочности своих наивных взглядов", - развела руками Акимцева.
По словам адвоката, действия Генпрокуратуры, вызвавшей священника на допрос, противоречат статье 56 УПК, которая защищает право исповеди и запрещает допрашивать священнослужителей. "Отец Иоанн очень переживает за Алексея, и он настроен пойти в прокуратуру. Но я очень за него опасаюсь – он человек духовный и в делах светских не сведущ. Кто знает, какая провокация может произойти. А вообще прокомментировать все это можно двумя словами: 'Ничего святого!'" – добавила Татьяна Акимцева.
Акимцева не смогла вспомнить ни из своей практики, ни из истории юриспруденции в России ни одного примера, чтобы просьбу о свидании со священником заменяли допросом этого священника, пишет "Газета".
Справка
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Справка
Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации
Глава 8. Иные участники уголовного судопроизводства
Статья 56.
3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
2) защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;
3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди