В Кремле спорят, как амнистировать: индивидуально или списком
В следующем году в России может появиться новый способ помилования, пишут газеты "Коммерсант", "Независимая газета" и "Газета". В Кремле готовится президентский указ, по которому можно будет досрочно освобождать заключенных целыми списками. В первую очередь это коснется женщин-заключенных. Но общественность о помилованных не узнает: списки будут засекречены.
По словам советника президента России Анатолия Приставкина, новый указ о помиловании "будет готов к подписанию через два месяца". После того как Путин подпишет данный указ, в первую очередь к помилованию будет готовиться список женщин, которые отбывают наказание вместе со своими маленькими детьми. Затем, как считает Приставкин, "можно составить коллективный список из осужденных ребят, которые прошли афганскую или чеченскую войны".
Коллективное помилование должно резко сократить сроки рассмотрения дел, так как его будет инициировать сам президент, считает Приставкин. По его словам, списки будут составляться один или два раза в год. При этом советник подчеркнул, что работа над коллективным помилованием в Минюсте будет идти параллельно с одиночными помилованиями, которые готовятся региональными комиссиями.
В январе этого года советник президента Анатолий Приставкин передал Владимиру Путину письмо от женщин-заключенных. Это послание из уральской колонии, по словам Приставкина, возмутило главу государства. Женщины просили не называть ни их имен, ни название колонии, в которой они отбывают наказание, поскольку опасались репрессий со стороны начальства колонии. По словам советника, Путин прочитсл это письмо целиком, два раза, и решил срочно помиловать женщин. Так появился первый список из 97 женщин-узниц, которые были помилованы в марте. По данным начальника управления президента РФ по вопросам помилования Роберта Цивилева, 37 из включенных в список осужденных женщин были осуждены за наркотики: "Обычно президент таких не милует, идут сплошные отклонения. Инициаторы указа устно поясняли, что они сделали это к 8 Марта, у этих женщин дети есть. Но 20 женщин вообще детей не имеют, а две лишены родительских прав. Эти люди просто подставили президента."
В России помилованием до конца 2001 года занималась Комиссия по вопросам помилования при президенте России. Однако 28 декабря она была расформирована. С тех пор данным вопросом занимаются соответствующие региональные комиссии, которые располагаются почти в каждой российской губернии. Они готовят отдельно по каждому случаю документы, которые потом направляются в кремлевскую администрацию, где проходят шесть инстанций - управление по вопросам помилования, советника президента РФ Приставкина, управление кадров, замруководителя администрации Виктора Иванова и главу кремлевской администрации Александра Волошина.
Как уточняет "Независимая газета", при этом возникают накладки и конфликты. Уже сейчас региональные списки забраковываются, а в указах появляются другие фамилии. Регионы протестуют: в прессу просочились сведения, что на свободу выпускают наркобарыг, а за решеткой остаются мелкие воришки. Дошло до того, что в Кремле начала работать согласительная комиссия. Кроме того, по словам начальника управления президента РФ по вопросам помилования Роберта Цивилева, сильно удлинились сроки рассмотрения дел о помиловании - от полутора месяцев до полугода. Однако у такой системы был и плюсы: региональные комиссии лично встречались с каждым заключенным и лишь после этого принимали свое решение. Также, по словам Цивилева, в состав этих комиссий входят умудренные жизненным опытом люди. Таким образом, ломается всякая основа для коррупции и бюрократии.
"Коммерсанту" Цивилев заявил, что помилование списком просто противоречит конституции: "В Конституции записано, что каждый осужденный индивидуально должен подавать ходатайство о помиловании, и никаких оснований для коллективных просьб здесь быть не может".
Дословно
Роберт Цивилев
(О процедуре амнистии)
Многие сегодня сожалеют, что чиновник в процессе помилования никакой роли не играет. Ведь все годы, начиная с создания комиссии Приставкина по помилованию в 1992 году, на нее шли нападки с тем, чтобы отнять у нее это право, и чиновник мог править бал. А как будет принимать решение чиновник? Мы ведь никогда не узнаем, сделал он это бесплатно или за деньги. Если право решать, миловать или нет, отдадут чиновнику, его уже никак не остановишь.
"Независимая Газета", 02.10.2003