Министры обороны СНГ не смогли договориться о нераспространении ПЗРК
Участникам завершившегося в казахстанском городе Щучинск заседания Совета министров обороны государств-участников СНГ не удалось договориться о "нераспространении" переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).
Как сообщили РИА "Новости" во вторник в штабе по координации военного сотрудничества стран Содружества, "Украина, Грузия, Азербайджан и Узбекистан не подписали проект решения Совета глав государств СНГ "О мерах по контролю за продажей в государствах-участниках Содружества ПЗРК "Игла" и "Стрела", который планировалось затем внести на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ".
Под документом нет подписи и представителя Туркмении, который вообще не присутствовал на нынешнем заседании СМО СНГ, отметили в штабе по координации военного сотрудничества стран Содружества.
Комментарий
"Иглы" и "стрелы" есть на складах почти всех бывших советских республик. Повышенное внимание к этим арсеналам Москва проявила после того, как стало ясно, что боевики в Чечне активно используют ПЗРК советского производства. В частности, два года назад под подозрение попали прибалты и таджики. Прибалты особо не оправдывались: что у нас на складах – все наше. А Душанбе обиделся официально: никаких "Игл" у нас нет, а есть только "Стрелы", но они все на контроле. Потом возникали азербайджанский, грузинский, казахстанский и украинский следы теневой торговли ПЗРК. Впрочем, соратники по СНГ не без резона указывали России на необходимость лучше следить за своими арсеналами. Например, в прошлом году было установлено, что один из вертолетов под Ханкалой сбит "Иглой", которая должна, по всем документам, храниться на складах Ленинградского военного округа.
Речь идет о весьма выгодном бизнесе. И не только теневом. ПЗРК - товар ходовой на мировых рынках вооружений. "Иглы", например, у России покупают Бразилия, Никарагуа, Эквадор, Куба, Перу. На вес золота это оружие у колумбийских партизан. В последние годы ПЗРК полюбили в Юго-Восточной Азии. Например, с Вьетнамом у нас контракт на $64 млн, с Малайзией – почти на $50 млн. Торгуем не только самим комплексом и ракетами, но и технологиями, лицензиями на производство "Игл" и "Стрел".
Но если Россия разрабатывает и производит ПЗРК, то в остальных странах СНГ довольствуются только тем, что осталось им в наследство от арсеналов советской армии. И заморозить это богатство в угоду Москве, ничего не получив взамен, – слишком тяжелое испытание для братской дружбы. Да и жутковато открыть свои военные склады для чужих ревизоров: бог знает, какие только фантастические недостачи не обнаружатся в арсеналах Содружества, выходцы из которого в немалом числе составили себе состояния на "черном" и "сером" оружейном бизнесе.