статья Кремль втянул газ ноздрями

Иван Горяев, 21.03.2001
Фото Reuters

Фото Reuters

19 марта председатель правления РАО "Газпром" Рем Вяхирев объявил, что контрольный пакет акций НТВ он не отдаст никому. Еще не успели высохнуть слезы ненависти на ланитах "Медиа-Моста", как Вяхирев произвел еще одну PR-сенсацию. Многие читатели с громкими именами яростно комкали газетный лист, прочитав то, что глава "Газпрома" сказал в интервью "Коммерсанту" 21 марта - на следующий день после заседания совета директоров РАО.

Наблюдатели уже подметили, мягко говоря, вызывающий тон Вяхирева в отношении как правительства, так и президентской администрации. Сделали вполне правомерный вывод: демарш против "Моста", крайне удачно для Вяхирева завершившийся совет директоров и, наконец, газетное интервью - звенья одной цепи.

Вяхирев договорился с Кремлем. Вопрос - о чем?

По оценке собеседников Граней.Ру в аппарате правительства и Минэнерго РФ, далеко не обо всем. Отсюда и агрессивный тон главы РАО.

Как утверждают упомянутые источники, Владимир Путин провел полуторачасовую встречу с Вяхиревым воскресным утром 4 марта. Мотивом встречи для ВВП стало чрезвычайно усилившееся давление руководства ФРГ по закрытым дипломатическим каналам. "Батя" вернулся на улицу Наметкина в прекрасном расположении духа, но о сути беседы никто, кроме ближайшего окружения - этакой газпромовской мини-Семьи, - ничего не узнал. Как говорил герой культового фильма "Крестный отец", "у Семьи полно буферов". Однако и на старуху бывает проруха: к концу следующей недели через "буфера" начались утечки. Узналось, по словам одного из источников, что "Батя получил не только "вводные" по Гусинскому, но и определенные гарантии, а также взял на себя некоторые кадровые обязательства". По слухам, Путин предупредил "Батю", что кадровые перемены в топ-менеджменте будут, вероятно, приурочены к майской реорганизации кабинета и "укреплению руководства Минэнерго". Однако они не будут "чрезмерно радикальными". Поговаривают даже, что после 31 мая правительство может продлить контракт с Вяхиревым. Ценой уступчивости Кремля будто бы стали неформальные договоренности о доступе ряда негласных контрагентов путинского окружения к финансовым потокам таких газпромовских структур, как ОАО "Стройтрансгаз", "Газэкспорт", "Межрегионгаз".

Эксклюзивные шалости топ-менеджмента РАО с Itera Group, обошедшиеся акционерам РАО, по данным столичного банка Nikoil Investments, с 1997 года как минимум в $1,8 млрд, стороны договорились пока забыть - что упало, то пропало. То же, резюмируют источники, касается вопроса об использовании средств РАО (порядка $1 млрд) генподрядчиком - "Стройтрансгазом", а также "дела СИБУРа" и "дела "Сибнефтегаза".

И все-то хорошо, перефразируя Аркадия Гайдара, да что-то нехорошо. Дело в том, что Путин - это одно, а его администрация и олигархи - все же несколько иное. Более того, даже некоторые силовики из президентского окружения считают Вяхирева, а также его ближайших соратников - первого зампреда правления "Газпрома" Вячеслава Шеремета, его коллегу Александра Пушкина и гендиректора "Газэкспорта" Юрия Вяхирева (сына "Бати") неприемлемыми фигурами.

По сведениям Граней.Ру, руководитель президентской администрации Александр Волошин, кроме своей собственной, поддерживает еще как минимум одну кандидатуру на пост председателя правления газовой корпорации. Это председатель подкомитета по топливным ресурсам думского комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Валерий Язев, известный своей близостью к финансовому консорциуму "Альфа-групп". "Питерские чекисты" не прочь видеть в двухсотпятидесятиметровом кабинете на улице Наметкина президента "Роснефти" Сергея Богданчикова. Кроме того, в окружении председателя правления РАО ЕЭС Анатолия Чубайса давно вызревает намерение продвинуть на эту позицию полпреда президента в Поволжском ФО Сергея Кириенко, а его первым заместителем назначить экс-советника премьера и экс-первого замминистра топлива и энергетики Сергея Чижова.

В "Газпроме" ходят упорные слухи о том, что накануне совета директоров 20 марта "Волошин согласился "оттащить свору" лишь при условии, что Батя подвинется по кадрам". И "Батя" ответил. Он сказал: "Я бы хотел, чтобы и правительство, и президент нашли чиновников, способных договориться с людьми - совладельцами и управленцами "Газпрома".

В переводе с наметкинского на русский это, вероятно, будет так: отстаньте, а то договариваться придется в Берлине.

Иван Горяев, 21.03.2001