ЕСПЧ присудил нижегородцу 48,5 тысяч евро за пытки в милиции
Европейский суд по правам человека постановил выплатить нижегородцу Антону Шестопалову 48,5 тысяч евро за пытки в РУВД в 2004 году, сообщает Комитет по предотвращению пыток. Суд в Страсбурге установил, что в отношении 17-летнего на тот момент Шестопалова была нарушена ст.3 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток).
Согласно фабуле дела, 24 мая 2004 года Шестопалова задержали по подозрению в изнасиловании бывшей одноклассницы и доставили в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. После нескольких часов пыток и избиений он был вынужден оговорить себя. На следующий день во время освидетельствования врачи зафиксировали у подростка закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, а также множественные ушибы и ссадины на груди и коленях. 26 мая потерпевшая письменно засвидетельствовала, что Шестопалов ее не насиловал и претензий к нему она не имеет.
В июле 2004 года мама подростка, Тамара Шестопалова, обратилась за юридической помощью в Комитет против пыток (КПП).
Проверка фактов избиений и пыток подростка велась следственными органами прокуратуры в течение двух лет. Шесть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела были обжалованы юристами КПП и признаны незаконными. Уголовное дело по статье 286 (превышение должностных полномочий) было возбуждено только в феврале 2006 года. Позже его приостановили из-за отсутствия подозреваемых.
16 октября 2007 года юристы Комитета подали в интересах Шестопалова жалобу в ЕСПЧ.
В ноябре 2008 года Советский районный суд Нижнего Новгорода присудил Шестопалову 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Еще позже при помощи правозащитников ему удалось отсудить компенсацию в размере 100 тысяч рублей.
24 мая 2014 года истек срок давности привлечения к уголовной ответственности по этому преступлению. К этому времени виновные не были найдены и наказаны.
Позиция России при рассмотрении этого дела в ЕСПЧ заключалсь в том, что государство признало пытки и неэффективность их расследования. Однако уже выплаченная компенсация якобы полностью покрывает физические и моральные страдания заявителя, и потому "он больше не может претендовать на то, чтобы считаться жертвой нарушения Статьи 3 Европейской Конвенции".
В начале марта правительство России заявило, что оно не будет выполнять требования ЕСПЧ по борьбе с пытками в отделах полиции. В сентябре 2016 года ЕСПЧ предложил правительству России пойти на мировую с Татьяной Шмелевой, матерью до смерти избитого в полиции Дениса Выржиковского. Однако заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин, уполномоченный при ЕСПЧ, в своем ответе сообщил, что Россия не примет эти предложения. "Сообщаем вам, что российское правительство не примет меры по дружественному урегулированию", - говорится в документе. При этом Россия признала, что сотрудники полиции нарушили право Выржиковского на жизнь и на человечное обращение.
Системные меры по борьбе с насилием в полиции были перечислены в обращении в ЕСПЧ адвоката правозащитной организации "Зона права" Ильнура Шарапова, представляющего интересы Шмелевой. Среди них - установка камер видеонаблюдения во всех полицейских участках, медосмотры задержанных, разработка строгого регламента по общению полицейских с задержанными. Также предлагалось увеличить штаты следователей, которые занимаются должностными преступлениями полицейских. Россия отказалась принимать эти меры против насилия в полиции.
В 2010 году Выржиковский, задержанный по подозрению к причастности в квартирной краже, был избит до смерти в полицейском участке. Полицейским дважды выносили обвинительный приговор. В 2014 году четверо оперативников получили от полутора до 5 лет 1 месяца лишения свободы. Двое отделались условными сроками. Однако в 2015 году апелляционная инстанция отменила этот приговор и вернула дело в петербургский главк СКР. Там расследование было приостановлено. Шмелева пыталась обжаловать это решение в суде, но следствие не возобновлено до сих пор.