В Швеции проводится новое расследование гибели Валленберга
Власти Швеции проведут новое расследование обстоятельств смерти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от нацистов тысячи венгерских евреев, а затем исчезнувшего после ареста советскими спецслужбами. Как передает ВВС, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт поручил разобраться, появились ли какие-либо новые материалы по делу Валленберга, проливающие свет на то, что с ним случилось.
Ранее исследователи судьбы Валленберга заявили, что советские, а затем и российские спецслужбы препятствовали расследованию обстоятельств исчезновения в 1945 году шведского дипломата. Новое расследование возглавит представитель шведского МИДа Ханс Магнуссон, который в 1990-е годы участвовал в работе комиссии, пытавшейся выяснить судьбу Валленберга.
На этой неделе исследователи российско-шведской комиссии по делу Валленберга Вадим Бирштейн и Сюзанна Бергер сообщили, что им удалось найти в архивах министерства иностранных дел Швеции доказательства того, что советская и российская разведка мешала работе историков.
Так, в меморандуме шведского посольства в Москве от 1991 года содержится ссылка на информацию от бывшего руководителя спецархива СССР Анатолия Прокопенко. Прокопенко утверждал, что КГБ якобы дал ему указание прекратить поиск документов для исследователей, работающих на комиссию.
По словам исследователей, это означает, что шведская сторона знала о попытках российских спецслужб препятствовать расследованию и молчаливо принимала правила игры. "Это значит, что когда заработала вторая российско-шведская комиссия, шведская сторона понимала, что не удастся ознакомиться со многими важными материалами", - говорит Бирштейн. Российский специалист, работающий в США, Бирштейн рассказал, как ему самому в рамках исследований часто отказывали в доступе к важным документам или говорили, что материалы недоступны.
Судьба Рауля Валленберга до сих пор остается одной из самых больших загадок. В последний раз его видели в Будапеште в январе 1945 года, куда он отправился на встречу с командующим ведущей наступление советской армии. Его арестовали по подозрению в шпионаже 17 января 1945 года, и больше о нем ничего достоверно не было известно.
Первое признание о смерти Валленберга - якобы от сердечного удара в московской тюрьме в июле 1947 года - советские власти сделали в 1957 году. Позже появились слухи о том, что Валленберга видели в сталинских лагерях.
Справка
Решение Генпрокуратуры по Раулю Валленбергу
Генеральная прокуратура России приняла решение о реабилитации шведского дипломата Рауля Валленберга и его водителя Вильмоша Лангфельдера. Cоответствующее заключение Главной военной прокуратуры утвердил генеральный прокурор РФ Владимир Устинов.
Генпрокуратура по результатам проверки пришла к выводу, что оба сотрудника шведской дипломатической миссии в Будапеште были репрессированы советскими властями по политическим мотивам и на них распространяется закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года.
Органы прокуратуры установили, что Валленберг и Лангфельдер "по решению советских внесудебных органов были необоснованно арестованы и лишены свободы по политическим мотивам как социально опасные лица без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления".
По поручению главного военного прокурора следственное управление ФСБ России провело тщательную проверку всех имеющихся архивных фондов и обстоятельств ареста и содержания под стражей Валленберга и Лангфельдера. Как отмечается в заключении Генпрокуратуры, "в ходе проверки установить подлинные причины ареста и содержания в тюрьмах Валленберга и Лангфельдера, фактические обстоятельства их смерти, наличие материалов уголовного дела, личных дел арестованных или дел военнопленных не удалось". По имеющимся сведениям, говорится в заключении Генпрокуратуры, Валленбергу и его сотрудникам удалось спасти от уничтожения тысячи ни в чем не повинных граждан.
Ранее за реабилитацию Валленберга высказалась Комиссия при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, которую возглавляет академик Александр Н. Яковлев.
По материалам комиссии, основанным на документах и свидетельствах, сохранившихся в архивах Минобороны, МВД, ФСБ, бывшего ЦК КПСС и других, прослеживается следующая цепочка событий в судьбе Валленберга. Он прибыл в оккупированную гитлеровцами столицу Венгрии в июле 1944 года на должность секретаря и начальника гуманитарного отдела шведской миссии. Основной задачей дипломата и сотрудников этого отдела было оказание помощи лицам еврейской национальности, чтобы они могли избежать депортации из Венгрии уничтожения в фашистских лагерях смерти, а также оказание гуманитарной помощи как венгерским евреям, так и лицам других национальностей.
Первая встреча Валленберга с советскими военными произошла в январе 1945 года, после того как в первых числах этого месяца советская армия заняла почти всю восточную часть Будапешта. 14 января 1945 начальник политотдела 151-й стрелковой дивизии доложил начальнику политотдела 7-й гвардейской армии о том, что в доме # 16 на занятой солдатами этой дивизии улице Бенцур находится секретарь шведского посольства в Будапеште Рауль Валленберг и шофер его автомашины.
17 января 1945 года заместитель народного комиссара обороны генерал армии Николай Булганин отдал шифровкой следующее распоряжение командующему Вторым Украинским фронтом: "Обнаруженного в восточной части Будапешта по улице Бенцур Валленберга арестовать и доставить в Москву. Соответствующие указания контрразведке СМЕРШ даны". А 25 января Булганину было доложено: "Арестованный Валленберг отправлен 25.01.45 года. Старший конвоя капитан Зинков М.Н."
6 февраля 1945 года Р. Валленберг и его водитель были помещены во внутреннюю тюрьму НКГБ СССР в Москве в качестве военнопленных. В ответ на запросы шведской стороны с момента задержания дипломата и его водителя по 1957 год советское правительство давало в своих документах по поводу его судьбы противоречивые ответы. Первоначально МИД СССР утверждал, что Валленберг и его шофер находятся под защитой советских войск. Затем, в личной ноте послу Швеции от 18 августа 1947 года, сообщалось о гибели Валленберга в Будапеште во время боев за город. Этой версии в СССР придерживались до 1957 года, пока шведская сторона не представила достаточные доказательства (заверенные свидетельские показания бывших военнопленных, которые находились в камерах вместе с Р. Валленбергом и его водителем) ареста и отправки дипломата из Будапешта в Москву, а также о его содержании в тюрьмах НКГБ.
Только после этого, в 1957 году, советское правительство официально признало факт ареста и нахождения Р. Валленберга по окончании войны в СССР. Это признание содержалось в так называемом "Меморандуме Громыко". Он основан на сохранившемся рапорте начальника санитарной службы лубянской тюрьмы подполковника медслужбы А. Смольцова на имя министра госбезопасности СССР В. Абакумова, в котором сообщается: "...известный вам заключенный Валленберг сегодня ночью в камере внезапно скончался, предположительно вследствие наступившего инфаркта миокарда. В связи с имеющимся от вас распоряжением о личном наблюдении за Валленбергом прошу указания, кому поручить вскрытие трупа на предмет установления причины смерти. 17 июля 1947 года". В этом же документе имеется запись: "Доложил лично министру. Приказано труп кремировать без вскрытия. 17 июля 1947 года. Смольцов".
А.Смольцов, прослуживший начальником санчасти внутренней тюрьмы ОГПУ-НКВД СССР 25 лет, 21 марта 1947 года был уволен в отставку по состоянию здоровья с правом ношения военной формы. Подполковник медслужбы был признан инвалидом второй группы. По свидетельству младшего сына А. Смольцова, О. Смольцова, после того как его отец ушел в отставку, он практически не выходил из дома и связи с прежней работой не поддерживал. Рапорт о смерти Р. Валленберга был написан А. Смольцовым, когда он, согласно документам, уже три месяца фактически не исполнял служебные обязанности.
Среди других свидетельств можно отметить показания бывшего осужденного ИТК # 8 (она находилась в 15 км от Москвы, в бывшем имении графа Шереметьева) Е. Сосовского о том, что примерно в 1950 году начальник колонии, будучи в нетрезвом состоянии, разрубил топором дверь радиоузла, где он работал, и заявил, что у него нервы не в порядке, потому что по указанию руководства он расстрелял много людей. "Года три тому назад мне поручили жидовского прихвостня из Швеции. Устроили ему прогулку в "коммуналку", там в лесочке и уложили шведа. Своих не хватает", - так передал его слова Е. Сосовский.
Политический мотив длительного содержания под стражей Р. Валленберга и его водителя, по мнению комиссии А. Яковлева, подтверждается показаниями бывшего секретаря КГБ З. Александрова. Он, в частности, пояснил в них, что в начале 60-х годов его сослуживец Недосетин, работавший по скандинавским странам, доверительно сообщил ему, что "на самом деле Валленберг был расстрелян как агент германской разведки".
Ряд свидетельских показаний о шведском дипломате, также подтверждающих, как считает комиссия, политический мотив его ареста, основывается на разговорах с его шофером Вильмошем Лангфельдером заключенных, которые сидели с ним в одной тюремной камере или перестукивались из камеры в камеру.
Заместитель главы МИД СССР Андрей Вышинский в докладной записке на имя министра иностранных дел Вячеслава Молотова от 14 мая 1947 года высказал большую озабоченность в связи с активностью шведской стороны относительно судьбы Р. Валленберга и предложил: "Поскольку дело Валленберга до настоящего времени продолжает оставаться без движения, я прошу вас обязать Абакумова представить справку по существу дела и предложения о его ликвидации".
Проанализировав эти и другие свидетельства и документы, предоставленные в ее распоряжение, комиссия А. Яковлева пришла к выводу, что в отношении Р. Валленберга и его водителя "имела место политическая репрессия". Она, по мнению комиссии, выразилась в том, что дипломат и его шофер, будучи работниками шведской дипмиссии в Будапеште, а Р. Валленберг, кроме того, обладая дипломатическим иммунитетом нейтральной страны, которая не воевала против СССР, были противоправно задержаны как военнопленные и находились длительное время (более двух лет) в советских тюрьмах по подозрению в шпионаже. Согласия Валленберга на сотрудничество получено не было, и когда о его пребывании в Cоветском Союзе стало известно за рубежом и об этом было доложено лично И. Сталину, было принято решение о физическом уничтожении Р. Валленберга, предполагает Комиссия по реабилитации. По мнению комиссии, возможно также, что Валленберг и Лангфельдер погибли из-за невыносимых условий содержания в местах лишения свободы, а все материалы уголовного дела в целях сокрытия следов преступной деятельности были уничтожены.
Посол Швеции в России Свен Хирдман приветствовал решение Генпрокуратуры РФ о реабилитации шведского дипломата Рауля Валленберга и его водителя Вильмоша Лангфельдера.
Как заявил посол Интерфаксу, "очень хорошо, что российские официальные органы признали необоснованность ареста Р. Валленберга, и очень важно заключение этих органов о том, что Р. Валленберг подвергся политическим репрессиям".
С. Хирдман отметил, что вопрос о реабилитации Р. Валленберга "имеет не только исторический, но и в определенной степени политический характер". "Этот вопрос занимает очень большое место в общественном мнении Швеции", - пояснил посол. В то же время он подчеркнул, что для двух государств данная проблема является "предметом не спора, а сотрудничества".
Посол также сказал, что решение Генпрокуратуры не отменяет необходимости продолжать исследования о судьбе Валленберга и Лангфельдера
. Он уклонился от ответа на вопрос, ожидают ли в Стокгольме теперь, после решения Генпрокуратуры, официальных извинений от российского правительства. "Пока хорошо, что российские власти приняли решение о реабилитации Р. Валленберга и В. Лангфельдера", - сказал С. Хирдман.
Интерфакс, 22.12.2000
Статьи по теме
Праведник больше не шпион
И вот государство, убившее Рауля Валленберга и запамятовавшее, когда и при каких обстоятельствах это было совершено, торжественно извещает нас о том, что он больше не виноват перед ним. Что он прощен, выпущен, реабилитирован. Что ему, как какому-нибудь Гусинскому, изменена мера пресечения.