Вынесен вердикт по делу об убийстве лидера дагестанского "Яблока"
В Верховном суде Дагестана присяжные заседатели во вторник вынесли вердикт по делу об убийстве лидера местного "Яблока" Фарида Бабаева, совершенном в Махачкале в ноябре 2007 года, сообщает "Коммерсант".
Присяжные большинством голосов (семь против пяти) решили, что Расил Мамедризаев виновен в убийстве, однако невиновен в незаконном ношении оружия. Сеферали Сефимирзоев был оправдан по обеим статьям УК. Решение присяжных вызвало возмущение у гособвинителя. "Топором убил, что ли?!" – сказал прокурор, потребовав устранить противоречие. Но требование было опротестовано адвокатами, так как возврат коллегии в совещательную комнату после оглашения вердикта невозможен. Судья имел право распустить коллегию присяжных или приобщить вердикт к делу. В итоге вердикт был принят судом.
В среду стороны должны обсудить последствия вердикта, после чего председательствующий на процессе Ибрам Гарунов вынесет приговор по делу.
Преступление было совершено накануне думских выборов, в которых участвовал Бабаев. Спустя несколько месяцев на скамье подсудимых оказались Расил Мамедризаев и Сеферали Сефимирзоев, обвиняемые по статьям 105 и 222 УК ("Убийство" и "Незаконное ношение оружия"). Свою вину подсудимые не признали. На слушаниях они ходатайствовали о рассмотрении дела судом присяжных. Коллегию присяжных удалось сформировать лишь с пятой попытки, и рассмотрение дела по существу началось во второй половине октября.
По версии следствия, убийство лидера республиканского "Яблока" организовал Седредин Канберов, который сейчас находится в розыске. Мотив преступления официально не установлен. Как считает следствие, он передал Расилу Мамедризаеву самодельный пистолет с глушителем и обещал заплатить 15 тысяч долларов. 20 ноября 2007 года Расил Мамедризаев и Сеферали Сефимирзоев выехали из своего села в Махачкалу, встретились с организатором Канберовым и распределили между собой роли. На следующий день они на машине Сефимирзоева следили за передвижениями Фарида Бабаева, а вечером устроили засаду у его дома. Организатор Канберов сидел за рулем, сообщник Сефимирзоев стоял на подстраховке, а исполнитель Мамедризаев вошел вслед за господином Бабаевым в подъезд и выстрелил в него семь раз.
Фарид Бабаев был известен в республике как правозащитник и оппозиционер, критикующий власть. Расил Мамедризаев несколько раз менял свои показания, называя заказчиком то Абаса Абасова, сына главы Докузпаринского района Керимхана Абасова, то политического оппонента последнего Седредина Канберова.
В понедельник представители сторон выступили в прениях: они продолжались весь день и были насыщены эмоциональными всплесками выступающих, переходящими порой в перебранку с оппонентами. В зале суда присутствовали прилетевшие из Москвы лидер "Яблока" Сергей Митрохин и член бюро партии Валерий Борщев. Представители обвинения (среди них – братья погибшего политика Айдын и Артур) настаивали на виновности подсудимых. В свою очередь, адвокаты подсудимых причастность их подзащитных к убийству категорически отрицали.
Грани-ТВ: "Яблоко", политические убийства
Дословно
Сергей Митрохин
С одной стороны присяжные обвинили Мамедризаева в убийстве, совершенном из пистолета, с другой стороны они отказались признать его виновным в ношении и хранении оружия. Это нелогично и непоследовательно. Второе противоречие заключается в том, что присяжные признали наличие организованной группы, однако отказались признать наемный характер убийства. Оправдание Сефимирзоева тоже выглядит крайне неубедительным, поскольку в ходе процесса защита не смогла опровергнуть позицию гособвинителя, согласно которой именно Сефимирзоев купил машину, на которой привез Мамедризаева из района в город. Эти странные противоречия и несоответствия снижают значение вынесенного решения. В таком виде мы не можем с ним согласиться.
В то же время решение присяжных не закрывает возможность выявления заказчика преступления. Нити к заказчику могут вести через подозреваемого Канберова, который в настоящее время находится в бегах.
Я считаю, что добиться привлечения к ответственности всех виновных, включая организаторов и заказчиков исключительно важно не только для их наказания. На примере громких дел об убийстве общественных деятелей - Фарида Бабаева, Анны Политковской, Станислава Маркелова необходимо создать прецедент, который отобьет у отморозков желание зарабатывать убийствами.
Яблоко.Ру, 20.01.2009