Из России запрещено вывозить биологические образцы человека
Федеральная таможенная служба приостановила отправку за пределы страны всех медицинских биологических образцов человека, от волос до образцов крови. Об этом пишет в среду "Коммерсант".
По словам главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, запрет является следствием "особого режима", введенного ФТС "по инициативе Минздрава". Он предположил, что основанием такого решения стали "скандалы с трансплантацией человеческих органов".
Биообразцы, отправляемые за рубеж - это в основном клинические анализы российских пациентов. По данным компании курьерской почты TNT, объем таких отправлений только через эту компанию составляет в день около сотни. Таким образом, запрет на вывоз биообразцов касается здоровья тысяч больных в месяц.
Значительная часть исследований, требующих вывоза биообразцов, возможна лишь за пределами России, например подбор доноров костного мозга в клиниках Германии.
Нововведение ударит и по фармацевтическим компаниям, которые обязаны проводить клинические и доклинические испытания препаратов в России, чтобы зарегистрировать новое лекарство на ее территории.
Как отмечает газета, точные причины запрета на вывоз биообразцов не смогли объяснить ни в ФТС, ни в Минздравсоцразвития, ни в Росздравнадзоре. Впрочем, по информации издания, в течение последних месяцев в крупнейшие медицинские учреждения, которые занимаются клиническими исследованиями для фармкомпаний, с проверками приходили сотрудники ФСБ. Они интересовались у исследователей наименованиями препаратов, сроками исследований, партнерами и источниками финансирования. Рейды сотрудников ФСБ проходили в рамках борьбы с "биотерроризмом", концепцию борьбы с которым президент Владимир Путин утвердил в 2004 году.
По словам источника в медицинских кругах, запрету предшествовал доклад главы ФСБ Николая Патрушева, представленный в начале мая 2007 года Владимиру Путину. В этом докладе якобы утверждалось, что ряд крупных медицинских центров Запада, в адрес которых поступают биообразцы из России, включены в программу разработки "генно-биологического оружия" против населения России. В числе неправительственных организаций, вовлеченных в такую работу, доклад упоминает Гарвардскую школу общественного здоровья, Американский международный союз здравоохранения, управление по охране окружающей среды департамента юстиции США, шведские Каролинский институт и Агентство международного развития, а также индийский Институт генома. По словам источника, доклад содержит весьма фантастические подробности разработки "биооружия", которое предполагается сделать "этнически ориентированным" – то есть способным повреждать здоровье представителей русского народа вплоть до бесплодия и смерти.
Дословно
Алексей Мащан
Если это правда, это удар из пушки по нам.
"Коммерсант", 30.05.2007
Геннадий Онищенко
В любой цивилизованной стране вывоз и ввоз биоматериалов соответствующим образом регулируется в целях биологической безопасности. В 2004 году концепцию биологической безопасности утвердил президент России.
"Коммерсант", 30.05.2007
Михаил Давыдов
Практика совместных исследований с использованием биообразцов существует давно. Речь идет об исследованиях во всех областях медицины – гематология, онкология, морфология, молекулярная биология. Во многих областях совместные исследования неизбежны – мы сильно отстаем от западных партнеров. К примеру, в случае с генной инженерией самое перспективное – участвовать в совместных проектах с институтами США. Финансирование в наших странах просто нельзя сопоставлять: например, бюджет американского института противораковых исследований располагает бюджетом в 17 миллиардов долларов. При этом ознакомление с биоматериалом идет в обе стороны: западные коллеги предоставляют нам свои образцы, мы направляем им российские.
"Коммерсант", 30.05.2007
Алексей Бревнов
Этот документ будет серьезным ударом по отечественному здравоохранению, просто отбросит его назад. Он существенно усложнит проведение клинических исследований в России.
"Коммерсант", 30.05.2007
Статьи по теме
Страховое обеспечение
Мы боялись, боимся и будем бояться. В детстве – чего-то одного, в отрочестве - другого, в юности - третьего, в старости – и вовсе четвертого. И единственное спасение наше вовсе не в сугубой бдительности, а напротив, в том, что мы при всем при том легкомысленны и фаталистичны, как жители острова Таити.