ПАСЕ приняла резолюцию с осуждением коммунистических режимов
Парламентская Ассамблея Совета Европы заявила о решительном осуждении массовых нарушений прав человека, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами, передает Интерфакс.
"Ассамблея призывает все коммунистические и посткоммунистические партии в государствах-членах пересмотреть историю коммунизма и свое собственное прошлое, четко дистанцироваться от преступлений, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами, и однозначно осудить их, если до сих пор это не было сделано", - говорится в резолюции Ассамблеи.
Резолюция "Необходимость осуждения международным сообществом преступлений тоталитарных коммунистических режимов" принята большинством участников сессии ПАСЕ.
В документе уточняется, что речь идет о всех "без исключения коммунистических режимах, правивших в Центральной и Восточной Европе в прошлом веке", а также до сих пор находящихся у власти в "нескольких странах мира".
Накануне президент Парламентской Ассамблеи Рене ван дер Линден заявил в интервью "Коммерсанту", что резолюция не направлена против России. По его словам, эта резолюция осуждает не коммунистические режимы, а их преступления. "Она не направлена против какого-то режима или политической партии, но против преступлений, совершенных в прошлом, - сказал он. - Совет Европы занимается отстаиванием прав человека. И вопрос о признании преступлений, совершенных тоталитарными режимами, входит в нашу компетенцию. Мы же обсуждаем нарушение прав человека в Испании, в балканских странах и так далее".
"В моей стране (Нидерланды. – Ред.) коммунистическая партия сыграла очень важную роль во время второй мировой войны, - сказал Рене ван дер Линден. - В послевоенные годы коммунисты многое сделали для либерализации Европы после падения нацистского режима". Однако в то же время, по его словам, нельзя забыть и то, "что случилось с миллионами граждан в коммунистической России, при Сталине".
Во вторник представители КПРФ провели в Страсбурге уличные акции против готовящегося в ПАСЕ принятия резолюции. Сторону коммунистов заняли и представители российской делегации. Россия могла бы столкнуться с политическими претензиями со стороны восточноевропейских стран, считает председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, возглавляющий российскую делегацию в ПАСЕ. Кроме того, российские участники сессии ПАСЕ заявили о том, что будут выступать резко против попыток приравнять коммунизм к нацизму, в то время как коммунистическую идеологию нельзя осуждать как таковую, поскольку любая идеология, существующая в рамках законодательства, не может быть запрещена.
По данным "Ведомостей", российской стороне хоть и не удалось заблокировать принятие этой резолюции, но удалось исключить из текста упоминания о Советском Союзе.
Дословно
Александр Солженицын (р. 1918)
Кто ж пропустит в "царство коммунизма" с этим кровавым мешком за спиной? Он весь сочится, он пятнает багрово всю спину!
Рене ван дер Линден
Странно, что в вашей стране люди думают, что эта резолюция направлена против России, против политической системы. Напротив, это попытка вернуть справедливость людям из России и других стран, пострадавших от тоталитарных коммунистических режимов. Это попытка объяснить, что в истории справедливость должна восторжествовать.
Никто не может обвинить меня в том, что я занимаю антироссийскую позицию. Я всегда прилагал большие усилия к укреплению отношений между Россией и европейскими правительствами. Я занимаю твердую позицию в вопросе русского меньшинства в Латвии. Я стараюсь быть независимым, честным и последовательным. И никто не упрекнет меня в том, что совершенные преступления были оправданы.
"Коммерсант", 25.01.2006
Лев Толстой (1828-1910)
Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло?
Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начинали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только от того, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит и не пройдет никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать ее. А этого-то мы и не делаем. Не только не делаем, но все усилия наши употребляем на то, чтобы не видать, не называть ее. Болезнь и не проходит, а только видоизменяется, въедается глубже в плоть, в кровь, в кости, в мозг костей... Мы говорим: зачем поминать?.. Как зачем поминать? Если у меня была лихая болезнь или опасная и я излечился или избавился от нее, я всегда с радостью буду поминать. Я не буду поминать только тогда, когда я болею и все так же болею, еще хуже, и мне хочется обмануть себя. И мы не поминаем только оттого, что мы знаем, что мы больны все так же, и нам хочется обмануть себя...
"Николай Палкин"