В Калмыкии арестовали главу НК, поссорившегося с Илюмжиновым
Задержан и взят под стражу президент ОАО "Калмнефть" Владимир Болдырев, сообщила Интерфаксу пресс-служба Управления ФСБ по Калмыкии, передает Газета.Ру.
Болдырев, подозреваемый в хищении, был задержан в минувший четверг в Волгограде сотрудниками следственной группы Генеральной прокуратуры и Управления ФСБ по республике. В минувшую субботу решением Элистинского городского суда в отношении Болдырева была избрана мера пресечения в виде заключения его под стражу, отметили в пресс-службе.
Ранее прокурор Калмыкии Сергей Хлопушин сообщал, что в декабре прошлого года в отношении руководителя компании возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК ("cовершение хищения организованной группой").
"Будем возвращать "Калмнефть" государству. 38% государственных акций фактически похитили в 1999 году на сумму $1 млн. "Калмнефть" купили бесплатно, оформили сделку без денег, и она перешла плавно в частные руки", – сказал прокурор.
Как пишут "Ведомости", проблемы у Болдырева начались после размолвок с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, с которым они знакомы много лет. До недавнего времени он входил в ближайшее окружение президента. Он даже утверждал, что помог Илюмжинову выиграть выборы в 1993 году.
Разногласия между ними начались несколько лет назад, когда президент решил к 33-й Всемирной шахматной олимпиаде построить город в степи — Сити-чесс. Болдырев, который в то время возглавлял Совет директоров "Калмнефти", предлагал привлечь к строительству частные инвестиции. Однако Илюмжинов просто взял деньги у "Калмнефти", которая тогда еще не была приватизирована. При этом Болдыреву сообщили об этом только после приватизации компании.
Глава "Калмнефти" потребовал, чтобы местные власти передали часть коттеджей Сити-чесс в счет погашения долга до 1 марта 2002 года, однако так ничего и не получил. После это Болдырев подал в суд на калмыцкие власти и даже выиграл дело в Арбитражном суде Калмыкии, но кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. В свою очередь правительство республики подало встречный иск о признании недействительными итогов двух приватизационных аукционов, в результате которых Болдырев стал владельцем 51% голосующих акций нефтяной компании.
Комментарий
Человек, который публично обвиняет президента Калмыкии в том, что тот создал "систему сплошного холуйства" – фигура политическая. А если этот человек обладает еще и одним из самых прибыльных бизнесов в республике, то судьба его, по нынешним временам, предопределена. К нему непременно постучится прокуратура.
"Калмнефть" реально ощутила, что находится в полосе невезения после того, как была создана компания "КалмТЭК", которую возглавил племянник президента республики Илюмжинова. Новая структура получила монопольные права на сдачу нефти в Каспийский трубопроводный консорциум. Старая - массу проблем с транспортировкой и сбытом нефти. В итоге она была вынуждена почти вдвое сократить добычу. После чего подоспели и уголовные дела на главу ОАО "Калмнефть" Болдырева.
В Калмыкии – это очевидно - вдохновились делом "ЮКОСа". И Илюмжинов оказался "первым учеником" Путина неслучайно. Он уже давно и далеко ушел вперед своих российских коллег по пути построения монополярного субъекта Российской федерации (в данном случае - ханства). Как и полагается "первому ученику", Илюмжинов пошел дальше учителя: он не стал мудрить с подставными участниками аукциона, равно как и с самим аукционом, а попросту объявил: "Калмнефть" возвращается государству. То есть, имеет место акция, исполненная глубокого нравственного и политического смысла: получай, народ калмыцкий, то, что принадлежит тебе по праву, и было украдено у тебя ловкими дельцами!
На чьей стороне симпатии большинства граждан республики, объяснять не надо. И сегодня, спустя почти 15 лет после развала Союза, немалое число россиян уверено в том, что самая справедливая форма собственности - государственная, хотя и согласны признать ее самой неэффективной.
Виноват ли в чем-то г-н Болдырев, преступил ли он закон? Ответ на эти вопросы, по идее, должно искать в правовом поле. Но в правовом поле "правоохранителям" нынче тесно. Что в Элисте, что в Москве.
Дословно
Владимир Болдырев
Вынужден согласиться с тем, что сегодня у каждого российского обывателя есть свой "ЮКОС". Например, если сегодня в глухой деревне кто-то из односельчан вдруг купит себе немного земли, то для всех остальных жителей он уже олигарх. Если в городе кто-то выстроил двухэтажный дом или завел ларек, он также соседями автоматически записывается в "олигархи проклятые". Ну, а я в Калмыкии имею ведущее нефтедобывающее предприятие, и понятно, что в глазах земляков сегодня тоже выгляжу кем-то наподобие Ходорковского...
"Собеседник", 27.07.2004