В Москве все-таки создадут общественные пункты охраны правопорядка
Мосгордума приняла уточненную редакцию закона об общественных пунктах правопорядка, сообщает "Эхо Москвы". Закон предусматривает создание так называемых советов общественности, в которые войдут обычные москвичи. Пункты охраны правопорядка будут располагаться при отделениях милиции. Их сотрудники, как и милиционеры, будут фиксировать факты правонарушений и сообщать о них в соответствующие органы.
Проект этого документа во втором чтении рассматривался в декабре 2003 года. Однако тогда мэр Москвы Юрий Лужков наложил на него вето и внес на рассмотрение свои поправки. Он предложил исключить из источников финансирования органы местного самоуправления. Таким образом, деятельность пунктов охраны порядка будет осуществляться за счет средств городского бюджета.
Принятый закон запрещает деятельность общественных пунктов в интересах политических партий и движений.
Как сказала депутат Мосгордумы Инна Святенко, курирующая законопроект, через три месяца во всех районах Москвы появятся подобные пункты охраны порядка. Сейчас ОПОПы существуют в Щукинском и Таганском районах и, по словам Святенко, "оправдали все ожидания". Депутат рассказала Газете.Ru, что общественные охранники в основном будут устранять нарушения, которые не влекут за собой административной или уголовной ответственности. "В соответствии с законом они смогут следить за порядком общественной безопасности, касающейся вопросов экологии, контроля территории и парковки, санэпидобстановки – выгул собак и озеленение", – сообщила Святенко.
Между тем правозащитники полагают, что большого толка от пунктов охраны не будет. Как рассказал Газете.Ru глава общественного движения "За права человека" Лев Пономарев, "только чердаки и подъезды, возможно, станут почище – да и то не факт. В основном все это сведется к доносительству и сбору компромата на жильцов, которые слишком хорошо живут. А милиция начнет собирать с этих людей деньги".
Комментарий
На принятый законопроект довольно странно реагируют как милиция, так и правозащитники. Милиционеры полагают, что общественники смогут помочь в борьбе с терроризмом - видимо, вспоминая 99-й год, когда после второго взрыва по всей Москве жильцы засели охранять свои подъезды и третьего взрыва, к счастью, не последовало. Однако сегодня столь осязаемой угрозы, как четыре с половиной года назад, вроде бы нет и едва ли москвичи захотят бороться с терроризмом на общественных началах, как это предполагается законом, - зарплату в три тысячи рублей будут получать лишь председатели общественных советов.
Правозащитники, напротив, опасаются, что все сведется к сбору компромата на "слишком богатых соседей", на которых потом будет наживаться милиция. Но, во-первых, для этого совершенно не обязательно вступать в ОПОП – благо, право на донос имеет каждый. А во-вторых, даже если, скажем, национальный стратег Белковский уже вовсю клепает доносы на "врага народа номер один", все-таки хочется верить, что пока не все готовы следовать его примеру в масштабах собственного двора или дома. Даже на общественных началах.
Как ни странно, оспорить аргументы милиционеров и правозащитников позволяют поправки мэра, которые в официальных комментариях называют "незначительными". Благодаря принципиальности градоначальника, исключившего из источников финансирования органы местного самоуправления, положение об "общественных началах" в обозримом будущем из закона никуда не денется - ведь в городском бюджете пока нет даже статьи о зарплатах председателей ОПОПов. Стало быть, рождения жанра оплачиваемого доноса пока можно не опасаться.
Однако по той же причине можно оставить и мысли о безопасности. На это жители города могли бы рассчитывать, будь у них возможность в рамках местного самоуправления оплачивать труд общественных охранников, наделенных реальными полномочиями, как это заведено во многих странах (в США, например, это возможно в округах, где для охраны правопорядка не хватает "настоящих" полицейских). И понимая при этом, что чем достойнее вознаграждение, тем предпочтительнее для охранников забота о безопасности соседей. Наверное, все-таки предпочтительнее, чем сочинение доносов.
Дословно
Ирина Святенко
Смысл этого законопроекта заключается в том, чтобы в каждом микрорайоне сделать советы общественности и таким образом поднять активность жителей нашего города, чтобы сделать жизнь более безопасной. Ведь, на самом деле, это очень важно для нас всех. Мы ставим железные двери, пытаемся спастись кодовыми замками, домофонами и видеонаблюдением. В городе очень много для того, чтобы наш жилой сектор стал безопасным. Но пока сами жители не будут принимать участие в обеспечении общественной безопасности жилого сектора, мы не добьемся ничего.
Председатель совета общественности будет у нас оплачиваемой должностью. Важно то, что председатели совета общественности будут получать хоть и символическую по современным меркам плату - три тысячи рублей – но все-таки это уже материальное поощрение. Кроме того, этот человек материально ответственен за все то, что находится на общественном пункте. Это и мебель и само помещение. Плюс ко всему, это все-таки какая-то ответственность за то, что происходит на совете общественности и на этом общественном пункте.
'Говорит Москва', 24.12.2003