В Нижнем Тагиле милиция устроила массовую облаву на молодежь
Всю неделю в Нижнем Тагиле сотни молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет были задержаны и препровождены в РОВД Ленинского района города. По информации правозащитников, у каждого из задержанных взяли отпечатки пальцев и сняли на видеокамеру, что является грубейшим нарушением прав граждан.
Задержания проводило местное УВД в рамках операции "Грабитель", сообщает NEWSru.com со ссылкой на Нижнетагильский правозащитный центр. Местные правоохранительные органы начали операцию по массовому задержанию подростков и молодых людей после разбойного нападения, произошедшего в понедельник.
Утром 21 октября группа второкурсников Нижнетагильской школы милиции примерно из 10 человек избила палками и ногами, а также ограбила двух жителей города. Избиение произошло на Привокзальной площади перед гостиницей "Тагил". Пострадавших отправили в больницу. У одного из них была сильно разбита голова, и по дороге в больницу он неоднократно терял сознание.
Двое из грабителей были задержаны, остальных "будущих оборотней в погонах" устанавливают. После этого правоохранительные органы решили задержать всех молодых людей, которые или являлись подозреваемыми в разбойном нападении, или, по мнению милиционеров, могли прояснить обстоятельства нападения.
Многие родители задержанных подростков обратились с жалобой на местный телеканал "Телекон", который снял сюжет на эту тему, и в Нижнетагильский правозащитный центр. Председатель правозащитного центра Михаил Золотухин назвал милицейскую акцию "беспределом" правоохранительных органов.
Как отмечают правозащитники, согласно федеральному закону "О государственной дактилоскопической экспертизе", взятие отпечатков пальцев у обычных граждан может быть только на добровольной основе. Исключение - работники профессий, связанных с риском для жизни (пожарные, спасатели и т.д.), и преступники.
Комментарий
То, что будущие сотрудники милиции избивали граждан, - как говорится, без комментариев. А вот правовые обоснования операции "Грабитель" заслуживают пристального внимания. Любая операция разрабатывается на основе законов "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Оперативно-розыскная деятельность определяется законом как "вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств". Поиск свидетелей с помощью облав - новое слово не только в законе о милиции, но и вообще в российском праве.
При подготовке и проведении подобных мероприятий, строго говоря, вольностей не предполагается: они должны быть спланированы, подготовлены и проведены в соответствии с необходимыми документами, которые утверждаются как минимум на уровне городского милицейского начальства. Существуют стандартные планы операций типа "Сирена", "Перехват" или "Вихрь-Антитеррор", которые вообще утверждены на уровне руководства МВД. Плана "Грабитель" в федеральном списке таких мероприятий, судя по всему, нет. Вообще ни один план оперативно-розыскных мероприятий не предусматривает облав, а уж тем более снятия отпечатков пальцев, которое оговаривается отдельным законом. Закон "О милиции" гласит, что сотрудник милиции может задержать человека только в том случае, если у него есть основания подозревать этого человека в правонарушении. А эти основания должны содержаться в соответствующей ориентировке, в которой, в свою очередь, должны быть описаны приметы правонарушителя.
Очевидно, на введение плана "Грабитель" милицию вдохновила распространенная операция "Призывник", которая очень часто выглядит подобным образом, что, естественно, также является нарушением закона - упомянутая операция подразумевает лишь обход квартир совместно с сотрудниками военкоматов. Удивительно при этом, что на нижнетагильское "мероприятие" до сих пор не отреагировала прокуратура, которая обязана контролировать законность проведения подобных операций.
Справка
Закон "О государственной дактилоскопической экспертизе"
Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
б) граждане Российской Федерации, проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в: органах внутренних дел;
органах федеральной службы безопасности;
органах внешней разведки;
федеральных органах налоговой полиции;
органах государственной налоговой службы;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах и подразделениях службы судебных приставов органов юстиции;
таможенных органах;
органах государственной охраны;
органах правительственной связи и информации;
г) спасатели профессиональных аварийно - спасательных служб и профессиональных аварийно - спасательных формирований Российской Федерации;
д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;
и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.