статья В полку губернаторов генералов убыло

Николай Петров, 01.09.2003
Мустафа Батдыев и Владимир Семенов. Коллаж Граней.Ру

Мустафа Батдыев и Владимир Семенов. Коллаж Граней.Ру

Президентские выборы в Карачаево-Черкесии привлекли общенациональное внимание, казалось бы, непропорциональное масштабам небольшой и бедной республики с числом избирателей, соответствующим одному думскому округу. Дело отчасти в том, что эта северокавказская республика отличается самым сложным после Дагестана национальным составом населения. Несколько лет назад, когда разрабатывалась ее новая конституция, всерьез обсуждался вопрос о том, чтобы сделать ее название более полным и точным – "Абазино-Ногайско-Карачаевско-Русско-Черкесская Республика". Не раз республика стояла перед реальной опасностью раскола на 2, 3, 4 и даже 5 частей.

Сложный баланс между правящей карачаевской и прочими этническими элитами при доле карачаевцев менее 1/3 стал в свое время причиной, по которой со введением поста прямо избираемого президента тянули сколько могли. Первые всенародные выборы главы состоялись в республике лишь в 1999 году, когда во всех остальных регионах страны кроме соседнего Дагестана институт избираемого главы уже давно утвердился. Тогда выборы прошли в условиях жесткого межэтнического противостояния. Потребовались несколько месяцев и жесткое вмешательство Москвы, чтобы привести реально к власти избранного московского генерала-карачаевца Владимира Семенова и успокоить черкесскую общину, сплотившуюся вокруг мэра Черкесска Станислава Дерева – главного конкурента Семенова на выборах и победителя первого тура. Напомним, что тогда г-н Семенов, получивший в первом туре лишь 17% голосов, смог увеличить свою электоральную поддержку в несколько раз и получил во втором туре целых 75% (!).

Главными позитивными итогами нынешних выборов можно считать то, что: 1) они состоялись в срок и прошли без серьезных эксцессов; 2) Москва прямо не вмешивалась в их ход, приняв лишь необходимые меры безопасности и не давая страстям выйти за рамки нормальной процедуры; 3) на них произошла вполне цивилизованная смена власти в республике. Как это удалось? Существенно, что на сей раз предвыборные межэтнические трения и конфликты были непрямыми: уже в первом туре все пять кандидатов были карачаевцами. При этом президента-карачаевца избирали русские и черкесы, в совокупности составляющие свыше половины избирателей. Победившего банкира, а до этого первого заместителя главы правительства поддержали черкесы, значительная часть русских и умеренные карачаевцы; проигравший генерал опирался на поддержку более националистически настроенной части карачаевцев.

Между этими главными кандидатами, вокруг которых сплотились разделившиеся элиты, и происходила, собственно, реальная борьба. В тройке аутсайдеров каждый играл не на победу, а преследовал другие цели. Финишировавший третьим с 14% кандидат КПРФ Ислам Бурлаков, председатель Верховного суда республики, должен был показать силу коммунистов, традиционно пользующихся значительным влиянием в Карачаево-Черкесии, и обеспечить им хорошие стартовые позиции в торге за посты в республике и на предстоящих думских выборах. Депутат Госдумы Магомед Такеев, показавший четвертый результат (1,5%), стал разогревать электорат в преддверии декабрьских перевыборов, а оказавшийся на пятом месте Иссали Нарузов (0,2%) выступал как дублер Семенова.

К сюрпризам выборов можно отнести, пожалуй, то, что действующему президенту Семенову, проигрывавшему в первом туре, удалось значительно сократить разрыв. Как правило, лишь солидный запас прочности в 10-15% позволяет инкумбенту рассчитывать на победу во втором туре. Почти равный результат – (48% : 46%) говорит и о напряженной борьбе, и о расколе элиты и общества, расколе, преодолеть который можно лишь с помощью аккуратной и выверенной политики. Можно надеяться, что с этим у банкира Батдыева будет лучше, чем у генерала Семенова. Надо думать, сейчас и ему, и Москве придется проявить максимум выдержки и осторожности, чтобы не допустить разгула страстей, как это было в 1999 году.

Выборы в Карачаево-Черкесии, открывающие вместе с белгородскими и свердловскими серию из примерно полутора десятков региональных выборов, которые пройдут до конца этого года, имеют важное прецедентное значение. Во-первых, продемонстрирована состоятельность демократических институтов при условии взвешенной, но твердой позиции центра даже в очень сложных этнополитических условиях Северного Кавказа. Во-вторых, на смену региональному главе из военных (а таких в стране каждый десятый) пришел хозяйственник. Уместно вспомнить известные слова Наполеона о том, что штык хорош для прихода к власти, но не для сидения.

Николай Петров, 01.09.2003