статья ФСБ прикрывает западную границу

Иван Горяев, 20.05.2002
Смоленск. Памятник героям Отечественной войны 1812 г. Фото с сайта admin.smolensk.ru

Смоленск. Памятник героям Отечественной войны 1812 г. Фото с сайта admin.smolensk.ru

Борьба кандидатов за кресло губернатора Смоленской области ознаменовалась умопомрачительными криминальными фабулами. Самое громкое событие случилось 16 мая. Это было покушение на вице-губернатора Анатолия Макаренко, которого неизвестные подкараулили на выезде из дачного поселка. Обстреляв служебную "волгу" из автоматов, киллеры скрылись на мотоцикле. Погиб водитель г-на Макаренко, сам он отделался царапиной на пальце. Лояльный чиновник, вице-губернатор тотчас обвинил в организации теракта начальника УФСБ по Смоленской области Виктора Маслова, главного соперника действующего губернатора Александра Прохорова на выборах главы региона.

Макаренко приписал Маслову сверхъестественно тонкий замысел: генералу-политику якобы было выгодно создать впечатление, что в рядах областного руководства накануне выборов идут ожесточенные криминальные разборки, которым пора положить конец. До начала государственной карьеры Макаренко возглавлял Ярцевский ликеро-водочный завод и слыл одним из наиболее скандальных крупных бизнесменов края. Поэтому следствие не нашло в себе сил остановиться на какой-либо одной версии покушения.

До этого были сожжены дачи двух руководителей губернаторского предвыборного штаба и ограблен его сотрудник. 27 апреля в одном из помещений предвыборного штаба Прохорова прогремел взрыв. Тогда руководитель штаба вице-губернатор Владимир Горьков назвал случившееся "террористическим актом" и категорически опроверг предположения местных наблюдателей о том, что взрыв был устроен людьми Прохорова в политико-рекламных целях.

Как бы там ни было, обстрелы, покушения и взрывы, а равно их интерпретация областной номенклатурой Прохорову не помогли. Равно как и мощная PR-поддержка со стороны председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, надеявшегося сохранить в главном кресле одной из важнейших губерний "красного пояса" не последнего из спонсоров компартии.

Наоборот, широкий резонанс в ходе выборной кампании получил судебный процесс о нецелевом использовании губернаторским окружением 274 млн рублей, выделенных Минфином на строительство Старосмоленской автодороги. Прохоров пока проходит по делу в качестве свидетеля - с высокими шансами стать обвиняемым по статьям "халатность" и "превышение должностных полномочий".

На стороне Прохорова, сумевшего перессориться с большей частью местной элиты, был чисто политический ресурс - поддержка КПРФ, традиционно собиравшей в регионе 50-60 процентов голосов, а также определенное равнодушие политического блока кремлевской администрации к смоленской губернаторской компании.

Дело в том, что в поддержку конкурента Прохорова, генерала ФСБ Маслова, публично высказался президентский полпред в Центральном ФО Георгий Полтавченко. А этот путинский наместник, мягко говоря, не рассматривается Александром Волошиным и Владиславом Сурковым как политический партнер. Для Полтавченко победа Маслова равнозначна подтверждению его полпредской дееспособности. С помощью своего близкого друга, председателя генсовета партии "Единая Россия" Александра Беспалова полпреду удалось вовлечь в кампанию Маслова областную организацию "единороссов".

Кроме того, на стороне генерала играл и топ-менеджмент РАО "ЕЭС России", крайне недовольный позицией губернатора относительно судьбы Смоленской АЭС и других прочих генерирующих мощностей, коими богата область. В Смоленске и городах областного подчинения накануне выборов прошли массовые отключения электричества, а региональное отделение СПС выступило в поддержку генерала общим фронтом с "Единой Россией". Наконец, Маслова поддержали и руководители бюджетообразующих предприятий области - алмазогранильного завода "Кристалл", Смоленской АЭС, крупного производителя стройматериалов ОАО "Гнездово" и ряда "крышуемых" УФСБ спиртовых заводов.

Генерал ФСБ победил действующего губернатора Прохорова с перевесом в 6 процентов голосов. За Маслова проголосовали 40,65 процента явившихся к избирательным урнам смолян. Прохоров взял 34,54 процента. Еще около 14 процентов голосовавших предпочли других кандидатов. По местному законодательству для победы на выборах необходимо получить простое большинство голосов, которое должно превысить количество голосов "против всех".

Живи Маслов в республиканском Риме, о нем бы сказали, что вкус его победы почти горек.

Если кто забыл, генерал ФСБ Мурат Зязиков в первом туре президентских выборов в Ингушетии собрал голосов вдвое меньше, чем неприемлемый для Кремля Алихан Амирханов. А во втором - загадочным образом обошел конкурента на 10 процентов. Наряды ОМОНа просто не пускали на избирательные участки тех, у кого в паспорте после первого тура не было голографической наклейки, свидетельствующей о поддержке Зязикова.

В случае Смоленской области разрыв оказался еще меньше. 6 процентов - это около 20 тысяч голосов. Очень немного с учетом невысокой явки избирателей и количества проголосовавших против всех кандидатов. Таковых оказалось 9,06 процента из 40,23 процентов участвовавших в выборах дееспособных смолян. Почти каждый четвертый.

У смолян хватило достоинства хоть так выразить отношение к "чисто конкретным выборам". Оппозиционные Маслову наблюдатели не исключают, что на самом деле голосов "против всех" было больше. Просто их бюллетени были засчитаны в пользу Маслова.

Иван Горяев, 20.05.2002