статья Избирательные суды

Игнат Шаповалов, 17.12.2000

Устранение соперников при помощи судебного преследования - на региональных выборах практика отнюдь не новая. В преддверии выборов при помощи судебных исков удаляли конкурентов глава Саратовской области Дмитрий Аяцков, губернатор Приморского края Евгений Наздратенко и ряд других ныне действующих региональных лидеров.

Ноу-хау нынешних выборов в том, что при помощи суда соискатели пытаются устранить с политического поля самих губернаторов. Правда, за исключением случая в Курске, попытки эти пока не слишком успешны.

Причин этого две - во-первых, после скандала, которым сопровождалось решение курского областного суда, снявшего Александра Руцкого с губернаторского забега, и последовавшей затем победы коммуниста Александра Михайлова Кремль не слишком поддерживает столь кардинальный способ победы на выборах. Во-вторых, сами соискатели не имеют должного влияния на судебные власти.

Весьма характерно, что после устранения Руцкого многие из его коллег по Совету Федерации искренне возмущались тем, что г-н Руцкой "не контролирует ситуацию в области" и "еще чего-то хочет". Для многих губернаторов решение суда было знаковым: позволил Руцкой себя снять - значит, и вправду не справляется, туда ему и дорога.

Вообще-то, конечно, квартирный вопрос, как известно, испортил многих, и губернаторы здесь не исключение. Однако, если посмотреть "судебную хронику" этих выборов, то невооруженным взглядом видна избирательность судов. Фактически все губернаторы обвинялись в одном и том же, все суды признали факт нарушений, но отстранен был пока один Александр Руцкой. Во всех остальных случаях суды признали нарушения "несущественными".

Дело в том, что и на Ставрополье и в Рязани и вообще практически везде в России судебная система контролируется региональными лидерами. Судьи получают от губернаторов доплаты и квартиры, суды - транспорт и помещения. И для того, чтобы выступить против "руки дающей", судьям необходим весьма серьезный повод. Безусловно, одним из таких поводов является прямое вмешательство кремлевской администрации - самостоятельно или через полномочного представителя президента. Кстати, родоначальником "суда над губернаторами" является полпред президента в Центральном административном округе Георгий Полтавченко. Один из чиновников администрации президента так и заявил: "Мы тут ни при чем, нам позвонил Полтавченко и сказал, что, мол, есть такие документы. Мы ему сказали: уверен в победе - вперед". Вот тот и двинул - вперед.

Однако, как показала дальнейшая практика, одного "вперед" мало. Прием получился одноразовым. Причем наиболее показательна ситуация сложившаяся в республике Мари-Эл. Против действующего президента Мари-Эл Вячеслава Кислицына была развязана откровенная война. Полпред в Поволжье Сергей Кириенко пообещал не допустить переизбрания президента Мари-Эл на второй срок. Г-н Кислицын - фигура, конечно, весьма и весьма одиозная, и, вполне возможно, что, устранив его с политического поля, Сергей Кириенко оказал бы серьезную услугу народу Мари-Эл. Но дело не в этом.

А в том, что, несмотря на нажим, суд республики Мари-Эл решил, что нарушения в заполнении имущественной декларации являются несущественными, и г-н Кислицын на выборах третьего декабря вышел во второй тур. Он состоится 17 декабря.

Достоверно можно сказать, что представители г-на Кириенко провели не одну беседу с марийскими судьями. И даже, как стало известно из достоверных источников почти убедили их в том, что допущенные г-ном Кислицыным нарушения "существенны". Однако г-н Кислицын и его команда тоже приватно беседовали с судьями и тоже имели серьезные аргументы. В итоге судьба президента решилась буквально за день до выборов. Суд заседал три дня и в итоге Кислицына оставил. Понятно, что все эти расследования и преследования к юриспруденции не имеют никакого отношения. Однако, главный результат последних процессов вполне ясен. Губернаторы убедительно доказали, что, несмотря на все заявления Кремля и лично Президента Путина В.В. контроль над судами они отдавать федеральному центру не намерены. А уж теперь, после того, как на примере Александра Руцкого поняли, к чему может привести потеря такого контроля - тем более. Так что да здравствует суд марийский, калмыцкий, владимирский и т.д. и т.п. - самый справедливый суд в мире.

Судебная хроника - Grani.Ru, 14.12.2000

Игнат Шаповалов, 17.12.2000