Активно-пассивная позиция Кремля
Если считать началом выборного сезона осени-зимы 2000 года 15 октября, когда состоялись выборы президента Удмуртии (им стал бессменный руководитель республики с 1991 года Александр Волков), то на сегодняшний день (14 декабря) Кремль может записать себе в актив одну чистую победу и одну весьма условную. Впрочем, чтобы все было по-честному, надо отметить, что заменить действующих губернаторов на новых людей Кремль стремился лишь в восьми случаев. Еще в восемнадцати регионах нынешние губернаторы федеральный центр в общем и целом устраивали.
Нет, безусловно, многие в администрации президента и около нее с удовольствием полностью изменили состав губернаторского корпуса. К примеру, государственник-экстремист и главный околокремлевский политтехнолог Глеб Павловский не раз говорил о том, что нынешние губернаторы совсем не те губернаторы, которые нужны нынешней власти. И ранней осенью в Кремле даже намеревались всерьез заняться ротацией региональных кадров, с тем, чтобы, опять же пользуясь терминологией г-на Павловского "расчистить политическое поле". Президент Владимир Путин даже поддержал первого кандидата из числа военных - теперь уже губернатора Калининградской области адмирала Владимира Егорова. Собственно, победа г-на Егорова и является единственной чистой победой Кремля.
Однако для "расчистки поля" необходимо было иметь внятную политику, силы, средства, а самое главное - "проходных кандидатов". И не просто проходных, а таких, на кого Кремль мог бы положиться, тех, кто не стал бы спустя несколько месяцев после победы говорить о федерализме, строить собственный промышленно-финансовый холдинг, создавать рабочие места для родных и близких и, наконец, просто смог бы обеспечить жизнь вверенного ему региона. В противном случае замена не имела смысла. Как говаривала моя бабушка "хрен на хрен менять только время терять". И вот тут при ближайшем рассмотрении выяснилось, что скамейка запасных, способных играть и выигрывать на региональном поле, у федерального центра весьма коротка. С этой проблемой в свое время, кстати сказать, сталкивались все строители великой Российской империи - на отсутствие кадров жаловались и Петр I, и Владимир Ленин: "У нас катастрофическая нехватка проверенных и надежных товарищей", - писал вождь мирового пролетариата. Вот и у нынешней администрации тоже, как заметил один из выскопоставленных сотрудников кремлевской администрации, "катастрофическая нехватка". Да и те, что имеются, не впечатляют. Иными словами, есть люди, которым можно доверять (такие, как генерал ФСБ Михаил Суржиков, баллотировавшийся в Курске), но они не проходные. Есть проходные, но доверять им совершенно невозможно (к таким в кремле относят баллотирующегося в Ульяновской области генерала Шаманова). А таких, у которых все в порядке, практически нет.
Скорее всего, именно отсутствие скамейки запасных и заставило Кремль отказаться от провозглашенного ранней осенью активного участия в региональных выборах. Владимир Путин официально заявил, что президент не намерен поддерживать больше ни одного из кандидатов в губернаторы. И, что удивительно, слово свое сдержал. После Владимира Егорова ни один из действующих губернаторов или претендующих на губернаторское кресло участников выборов президентской поддержки не получил.
Однако от участия в выборах Кремль самоустранится не мог. При всем том, что административная реформа значительно снизила политический вес губернаторов на федеральном политическом поле, они все еще остаются влиятельной силой и оставлять эту силу без надзора -значило проявить политическую слабость. И уже в октябре стало понятно, что администрация избрала другой путь. Кремль стал бороться не за, а против кандидатов. Как пела в свое время полузабытая рок-группа "АВИА", "я люблю всех и все и вся, но я не люблю тебя". Прошел даже слух о некоем "расстрельном списке", куда вошли губернаторы, победы которых Кремль решил не допустить любой ценой. Одним из таких губернаторов был, в частности, Александр Руцкой. Скандальная история с выборами в Курской области хорошо известна - победить бывшего вице-президента России удалось только с помощью судебной системы. Впрочем, победу над Руцким можно отнести к числу весьма условных не только из-за предвыборног скандала - пришедший ему на смену коммунист Михайлов, тут же устроил празднование Великой Октябрьской революции и сообщил читателям, что он, как и Владимир Путин, не любит Руцкого, потому что тот еврей. А тут еще и любимец президента Владимир Егоров вдруг выступил с заявлением, что "вступил в командование Калининградской областью" и командный состав готов приступить к своим обязанностям. В общем - беда.
Неизвестно, был ли на самом деле "расстрельный список" или нет, но после Курска Кремль от активных действий отказался. Больше того, по некоторым данным именно администрация президента заставила полпреда по Поволжью отказаться от судебного отстранения от участия в выборах президента республики Марий-Эл Вячеслава Кислицына. А уж его в Кремле не любят куда сильнее, чем в общем-то безобидного Александр Руцкого.
Руководство администрации президента вслед за свои принципалом решило занять позицию вооруженного нейтралитета, пока, как отметил один из чиновников, "окончательно не перемазались в этом дерьме". Так что последние губернаторские выборы этого года пройдут без активного участия федерального центра. Единственное о чем просили кандидатов обитатели Кремля - не злоупотреблять именем Владимира Путина. А то ведь кое-где двенадцать кандидатов - и каждый только и долдонит - "меня поддерживает президент, меня поддерживает президент". Люди смеются, ей-богу.
На фото: Александр Руцкой ("Огонек")
Статьи по теме
Активно-пассивная позиция Кремля
Неизвестно, был ли на самом деле "расстрельный список" или нет, но после Курска Кремль от активных действий отказался. Больше того, по некоторым данным именно администрация президента заставила полпреда по Поволжью отказаться от судебного отстранения от участия в выборах президента республики Марий-Эл Вячеслава Кислицына. А уж его в Кремле не любят куда сильнее, чем в общем-то безобидного Александр Руцкого.