статья Прокисшие сливки закипают

Иван Горяев, 05.04.2002

По сути, 4 апреля Владимир Путин, с его "диктатурой закона" и "равноудаленностью", совершил, с поправкой на масштаб личности, свой собственный мини-переворот 18 брюмера. Президент позволил собственной администрации унизить и без того марионеточный парламент, поскольку его убедили, что, "выкинув красных", Кремлю удастся изрядно сэкономить на организации "правильных" выборов в 2003-2004-м. Путин рассудил, что коммунисты все равно будут пытаться с ним заигрывать и, если очень уж будет надо, организуют какой-нибудь повод для введения драконовских законов против олигархов. А денег, как ни крути, жаль. К тому же олигархи пока слушаются. Если не совсем слушаются, им тормозят какую-нибудь реструктуризацию, как Чубайсу. Если налицо злостное непослушание, против них применяют броски дзюдо - как, скажем, в случае с президентом "Славнефти" Гуцериевым, чей брат против воли Кремля хочет стать ингушским президентом. Но Дума здесь однозначно ни при чем.

И вот дорогие россияне проснулись 5 апреля в другой стране. Стране с однородным парламентом, внешне консолидированной в силовом каркасе элитой и подконтрольными телеканалами. Одна беда: верхи в России своим верхним чутьем знают, что "все равно все это пойдет к черту". Скорый конец Всего Этого для них психологическая данность, аксиома. Нынешние верхи во всех смыслах не "закладываются" на управление доставшейся им в удел 150-миллионной "ботвой" на сколько-нибудь длительный период. И вот как раз поэтому элиты ни за что и ни перед кем не хотят отвечать. И не намерены связывать себя серьезным участием в какой-либо "партии власти", "партии порядка", "партии большинства" и пр. Элиты принципиально беспартийны (общепризнано, что все губернаторы и министры в России ни в коем случае не "красные" и не "белые", а, по выражению одного из них, "воровато-рабочего цвета"). Не ведутся на национальную идею, державный централизм, советское ретро и прочие выдумки Кремля. Федеральные, отраслевые и региональные элиты как были расколоты по клановому принципу, так и остались. Как черпали радость бытия в неутомимом разделе и переделе оставшихся от "совка" активов, так и будут. Раз в четыре года Кремль заставляет их скидываться на выборы, а потом либо отрабатывает вложенное, либо избирательно кидает спонсоров. Какая там демократия? Какая партия власти? Внутри элиты не действует даже примитивный "общественный договор" - сколь бы то ни было длительная круговая порука.

Так из чего же следует, что в случае "серьезного разворота событий" элиты тоже не кинут Кремль? Особенно если учесть, что при Путине равноудаленность привела за два года к почти анекдотическому засилью в структурах власти ставленников "Северного альянса" и что путинских викингов старая номенклатура успела искренне и глубоко возненавидеть.

Пока российской экономике везет. Но так будет не всегда. Американцам не вечно покорять Йемен и Ирак, а израильскому спецназу - осаждать офис Арафата. Цены на российскую нефть однажды спланируют до уровня $10-12 за баррель. Далее возможна мягкая и длительная стагнация. Но возможен и давно сценарно просчитан и обвал, с финансовым крахом, банковским кризисом, с распадом естественных монополий (которые рано или поздно технологически околеют от инвестиционного голода), с тотальным выводом за рубеж оборотных бизнес-активов и одномоментным обнищанием населения. Вот тогда, очень может быть, "равноудаленность", "консолидация" и пророщенные в кремлевских горшках партструктуры будут в одночасье забыты. Социальный протест оседлают, конечно, не опереточные зюгановские коммунисты, не структуры ФНПР, а как раз те в "верхах", кому до смерти надоели путинские кадровые и силовые игры, бессистемные реформы и кому ни при каких обстоятельствах не хочется сделаться ответчиками за Все Это. Мало того, что бунт плебса против "правил игры" (возглавляемый, как водится, именно теми, кто по этим правилам больше всех уже выиграл) может стать фоном, например, президентских или парламентских выборов. Не забудем также, что всякому своему акту дирижируемая уличная оппозиция пожелает придать легитимность.

И тогда нынешний парламент-паинька, где во главе с битым, как кот, спикером заседают популяции ручных медведей, зайцев, енотов и коал, будет выбирать между Верностью и Выживанием.

Кремлевский победитель получает все - Грани.Ру, 03.04.2002

Иван Горяев, 05.04.2002