В хорошем хозяйстве и коммунист сгодится
19 марта лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин презентовал концепцию реформы нижней палаты. Руководство центристов предлагает сократить число комитетов и численность их аппаратов. Планируется, в частности, объединение комитетов по международным делам и делам СНГ, комитетов по делам федерации и местному самоуправлению. На базе комитетов по экономической политике и кредитно-финансовым организациям предлагается создать общий комитет по кредитным организациям, рынкам ценных бумаг и экономической политике. Все это не может не привести к ревизии межфракционного пакетного соглашения 18 марта 2000 года, причем в ущерб позициям левого меньшинства.
Между тем, по сведениям собеседников Граней.Ру в Кремле, президент Владимир Путин (как, впрочем, и премьер Михаил Касьянов) вовсе не склонен к поддержке этого плана. Встреча главы государства с лидерами центристской "четверки" в субботу, 16 марта, оказалась не слишком благоприятной для Владимира Пехтина, Геннадия Райкова, Вячеслава Володина и Олега Морозова. ВВП, говорят, довольно иронически отнесся к жалобам на всевластье думского спикера Геннадия Селезнева и ни словом не поддержал претензии своих гостей к главе думского аппарата Николаю Трошкину. "Отмашки" на снятие Трошкина и реформу Думы центристы так и не дождались.
Кроме того, в присутствии Волошина и Суркова Владимир Владимирович решительно уклонился от обсуждения темы совмещения президентских и парламентских выборов. Иными словами, центристам дали понять, что удел - быть "без лести преданными", хорошо учить роли и лишних вопросов не задавать. Как утверждают в Кремле, встречу с центристами Путину буквально навязал замруководителя президентской администрации Владислав Сурков. Для равновесия - поскольку накануне, 15 марта, президент встречался с руководством фракции КПРФ и группой левых экспертов-экономистов (академики Николай Петраков и Дмитрий Львов).
Встреча с "системной оппозицией" была, как считается, инициирована "чекистами" в путинском окружении. И, если верить слухам, прошла в редкостно доброжелательной тональности. Путин произносил сенсационные, приятные слуху левых пассажи. Он якобы заявил, обращаясь к лидеру фракции КПРФ Геннадию Зюганову и председателю думского комитета по экономической политике и предпринимательству Сергею Глазьеву: "Вот вы говорите, надо вводить плату за пользование ресурсной рентой для нефтяных баронов. Готовьте федеральный закон, сопроводительные документы и как вариант - проект указа президента". Кроме того, на вопрос Зюганова, почему президенту с его конституционными суперполномочиями все никак не удается навести порядок в расходовании бюджетных средств, ВВП будто бы отреагировал восклицанием: "Так все воруют, все поголовно - и кто расходует, и кто контролирует!"
Коммунисты пристегивают Путина к Ельцину и его "антинародной политике" лишь на словах. На самом деле он весьма дорожат негласным альянсом с "силовой" частью путинского окружения. Еще в субботу, 16 марта, первый зампред ЦК КПРФ Валентин Купцов заявил, что комфракция поддержит кандидатуру первого замминистра финансов Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБ РФ. 19 марта Зюганов заявил, что фракция КПРФ и аграрии вообще не будут участвовать в голосовании по поводу смены главы Центробанка. Разумеется, демарш КПРФ и аграриев предпринят, чтобы после встречи с Путиным 15 марта поддержать в среде лидеров региональных парторганизаций "непримиримый" имидж руководства думских левых. На исход голосования 20 марта этот демарш повлиять не мог, так как кандидатуру Игнатьева поддержало большинство - центристы, СПС и ЛДПР. Тем не менее в тот же день, 19 марта, член президиума ЦК КПРФ и председатель думского комитета по образованию Иван Мельников, выступая перед журналистами, не исключил, что "20-25 членов КПРФ проголосуют за кандидатуру Игнатьева". То есть комфракция даже тут не упустила случая лизнуть Стену.
Чего хочет Путин от коммунистов? Чтобы именно они организовали Кремлю "заказ социальных низов" и тяготеющей к левым части региональных элит на проведение жестких централистских мер в экономике, нацеленных против верхушки бизнес-сообщества.
Чего он хочет от центристов? Чтобы своим требованием совместить думские и президентские выборы (а сделать это можно только путем ревизии ряда конституционных законов) они дали президенту повод запустить процесс конституционных реформ, достроить "президентскую властную вертикаль".
Более того, Путин явно намерен манипулировать Думой сам, без помощи политблока собственной администрации. Главе кремлевского штаба Александру Волошину и его заместителю Суркову это решительно не нравится. Мало кто в Кремле и Думе сомневается, что удары по позициям спикера Геннадия Селезнева, комфракции и группы аграриев спланированы именно "старой кремлевской гвардией".
17 марта Волошин счел нужным обозначить свою позицию и отнорсительно идеи совмещения выборов. "Сроки и парламентских, и президентских выборов определены, и надо этих сроков придерживаться", - заявил он. На следующий день, 18 марта, глава администрации выступил уже со специальным заявлением, направленным против инициативы пропрезидентской думской коалиции о совмещении думских и президентских выборов. Тем самым Волошин выразил несогласие с неафишируемым намерением негражданского крыла администрации под видом законодательного обеспечения совмещения выборов запустить процесс внесения поправок в действующую Конституцию. Однако даже после демарша Волошина думская центристская "четверка" продолжает настаивать на идее совмещения выборов.
Пехтин Волошину хоть и друг, но ведь в Кремле и над Волошиным есть люди.