статья Путин остается с семьянином

Иван Горяев, 04.12.2001

У главы администрации множество врагов. Странно, если бы дело обстояло иначе. Как минимум с конца прошлого года Волошина пытаются снять. Опытнейший игрок, Александр Стальевич до сих пор удачно обходил все расставляемые ему аппаратные ловушки. Только ли потому, что он - "человек Семьи", чье могущество лукаво гиперболизируется недоброжелателями? Нет. Удержаться в своем кресле ему не раз помогал не кто иной, как сам Владимир Путин.

Президент не любит Волошина. И ему чрезвычайно не нравится, что зачастую Александр Стальевич проявляет самостоятельность, ведя интриги против "питерских" креатур, препятствуя утолению кадровых аппетитов "людей Путина". Но глава государства знает цену "железному Стальевичу" как политическому менеджеру. Должность руководителя администрации президента уникальна. Сюда не поставишь парламентария, как на МВД. Или профессионального разведчика, как на Минобороны. Если кто помнит, кремлевским аппаратом уже руководил военный контрразведчик Николай Бордюжа - и что из этого вышло? Путин, со своей стороны, не забыл, что именно Волошину и его команде Кремль обязан сравнительно безболезненным выходом из политического кризиса 1999-го и триумфом 2000-го. Путин не заблуждается насчет способностей собственных выдвиженцев: им такое было бы не по плечу. Более того, интуитивно президент догадывается, что Волошин и немногочисленная группа "ельцинских людей" в администрации - единственный и важный противовес разношерстной и амбициозной группе выходцев из Северной Пальмиры, подобранных по принципу личной преданности.

Руководитель администрации - нечто среднее между веригой и талисманом на президентской шее. Уронив веригу, можно лишиться и талисмана. А ведь впереди еще кризисные 2003-й и 2004-й. Трудно сказать, до конца ли Путин уверен в абсолютной лояльности своего паладина на случай повторения коллапса 1998-99-го. Тем не менее он вовсе не убежден, что с плохоньким-да-своим будет спокойнее. Надо лишь держать Волошина в напряжении и блокировать его нежелательные аппаратные инициативы.

В этих выводах утверждает и интрига истекшей недели. Первый залп по Волошину был дан телеканалом "Московия" с подачи контролирующего этот канал президента Международного промышленного банка Сергея Пугачева. Влиятельный банкир, как поговаривают, крайне недоволен уже предопределенным провалом "своего" кандидата на пост президента Якутии - замгенпрокурора Василия Колмогорова. Волошин же, как известно, до самого последнего времени оказывал закулисную поддержку другому кандидату - нынешнему главе Якутии Михаилу Николаеву. Затем наезд был "продублирован" письмом на имя генпрокурора Владимира Устинова, подписанным 11 депутатами Государственной думы - в основном членами левых фракций. В нем содержалось требование реанимировать целый ряд известных уголовных дел 1994-1995-го, в которых фигурировала персона Волошина. Среди них - продажа банку "Чара" акций автомобильного концерна АВВА на общую сумму $5,5 млн, что была организована возглавлявшейся тогда Александром Стальевичем компанией "Эста корп", и история приватизации НК "Сибнефть". По сведениям Граней.Ру, депутатское обращение также не обошлось без участия Пугачева и еще одного влиятельного недоброжелателя Волошина - замруководителя администрации Игоря Сечина.

К своему удивлению и тот, и другой очень быстро обнаружили, что антиволошинская акция в СМИ вдруг стала развиваться "самоходом". Глава администрации пошел на очень рискованный ход: как стало известно Граням.Ру, он нарочно подыграл своим оппонентам, организовав в близких ему деловых изданиях театрально-оживленное "объективистское" обсуждение перспектив собственной отставки. Одновременно Волошин искусственно "придержал" официальную реакцию Кремля на распространяемые сенсационные слухи. Он предоставил президенту решать, как быть. Хотите - увольняйте. И лишь через несколько суток, 29 и 30 ноября, когда стало понятно, что никакого указа об отставке Волошина Путин в ближайшем будущем не подпишет, ряд близких администрации изданий, ссылаясь на анонимные источники в Кремле, опровергли слухи об отставке.

Понятно, что политические пиар и контрпиар не опрокинут и не укрепят под Волошиным его насиженное кресло на третьем этаже первого кремлевского корпуса. Президент вынужденно и временно сосуществует с Волошиным, ибо последнего некем заменить. Пока.

Иван Горяев, 04.12.2001